У балетов единая команда: режиссер Феликс Михайлов, сценограф Мария Трегубова, художник по костюмам Светлана Тегин, видеохудожник Илья Старилов, художник по свету Иван Виноградов и сборная танцовщиков Большого театра. Но хореограф каждой героине достался персональный. Анну Ахматову (подзаголовок этого спектакля - "В чертогах памяти") доверили маститому Юрию Посохову, автору утонченной "Магриттомании", увлекающей в космос "Золушки", "Классической симфонии" и "Отражений", дерзко играющих с классическим танцем. В почти 80-летней истории жизни Ахматовой он выбрал мимолетный, но давно любимый массовой культурой роман молодой петербургской красавицы с еще малоизвестным художником Амедео Модильяни, завязавшийся во время ее свадебного путешествия с Николаем Гумилевым в Париж. Любовный треугольник, осложненный еще одним уголком в виде натурщицы-любовницы Амедео, и составляет содержание спектакля.
Посохов, сам поэт, как никто в современном балете умеет выразить невыразимое. Но в байопиках ("Шанель", "Нуреев") он раз за разом терпит поражение, загоняя себя в биографические реалии персонажей. Балет об Ахматовой тоже оказался набором клишированный дуэтов и трио, участники которых могли бы носить любые другие знаменитые фамилии - или вовсе безвестные, потому что ничто в персонажах не выдает ни поэтов, ни художника. Впрочем, чеканный классицизм ахматовского поэтического духа казался заведомо сковывающим для легкокрылой хореографии Посохова. Не смогли помочь ему и исполнители - Элеонора Севенард в заглавной роли, Макар Михалкин, представлявший Модильяни, и Ильдар Гайнутдинов, загримированный под Гумилева. Все они первоклассные молодые танцовщики, но (вероятно, в силу возраста) не артисты, не личности, способные наполнить собой воздух абстрактной хореографии. Значительность и цельность происходящему на сцене придала актриса БДТ Полина Маликова (Толстун). В ее исполнении слово Ахматовой победило движение, и балет на музыку Фортепианного квинтета Сезара Франка обернулся поэтическим вечером с танцами.
После этого можно было предположить, что балет "Анна Павлова. Без любви" и вовсе утопит во взбитых сливках романтизма: легендарная балерина, большую часть своей карьеры отрезанная от России, вернулась к нам героиней слезоточивого сериала и приторным пирожным. Но режиссер вместе с хореографом Павлом Глуховым и композитором Ильей Демуцким не стали превращать спектакль даже в иллюстрацию афиши Серова с парящей Павловой. Их героиня - балерина-миссионерка, смело выходившая на сцену между дрессированными собачками и штангистами в Лондоне и Нью-Йорке, без устали мотавшаяся по всему миру, чтобы классический балет увидели даже в его медвежьих углах, и умершая в отеле перед своим выступлением. Спектакль не пересказывает линию жизни Павловой - он вскрывает ее миф, и чем больше знаешь о балерине, тем больше "деталей для сборки" обнаруживаешь.
Балет придуман как диалоги Павловой с несколькими важными мужчинами ее жизни - престарелым педагогом Энрико Чекетти, выковавшим из нее труженицу и профессионалку, Виктором Дандре - любовником, мужем, вечным спутником, отвечавшим в ее жизни за "жизнь", хореографом Михаилом Фокиным - другом и профессиональным сподвижником, Михаилом Мордкиным, партнером, с которым они не могли поделить славу, Чарли Чаплиным, таким же страстным подвижником и другом, Сергеем Дягилевым, открывшим Павлову миру. Чтобы описать эту безумную жизнь, не насчитавшую и 50 лет, авторы выбрали язык театральной эксцентрики, сочный, хлесткий, метафоричный. Павловский "Лебедь" становится центральным образом спектакля: тема Сен-Санса рефреном звучит в музыке, узнается в пластике, а то внезапно оборачивается плюшевой головой птицы, высовывающейся из-за пухлого малинового занавеса, переносящего в возлюбленный павловский Лондон. Авторы виртуозно избежали сравнения современных балерин с великой предшественницей, представив почти в каждом дуэте новую исполнительницу, до финального дуэта с Александром Вертинским, символизирующим тоску по родине, неизменно лебедино-белоснежную (Анастасия Сташкевич, Ярославна Куприна, Елизавета Кокорева, Ульяна Мокшева), а затем под осыпающиеся с колосников лебединые перышки выпустили целый хоровод Павловых, от которых в конце концов остался лишь луч, повторяющий сценический путь Лебедя - так было на концерте памяти балерины в Париже. Этим мульти-Павловым не хватает хореографического разнообразия, хотя Глухов одним поставил танцы на пальцах, другим на каблуках, а кому-то в положении сидя. Но образ вечной жизни под софитами, существования ради сцены, маниакальной преданности своему делу удался. И стал портретом не столько Павловой, сколько портретом Артиста.
Справка "РГ"
"Две Анны" - совместный проект продюсерской компании MuzArts и международного фестиваля искусств "Дягилев P.S.". 10 и 11 апреля состоится московская премьера проекта.