В 2024 году производство гражданских беспилотников в России выросло в 2,5 раза. Страна может достичь технологической самостоятельности в этой сфере и претендовать на лидерство среди других государств к 2030 году, заявил президент РФ Владимир Путин, открывая совещание по вопросам развития беспилотной авиации.
Беспилотная летательная техника становится популярной и востребованной не только в России. Общемировой объем рынка в 2024 году оценивался в 17,3 миллиарда долларов, рассказывает Ольга Борисова, доцент кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ. К 2029 году ожидается его рост до 32,9 миллиарда долларов США. Планируемый среднегодовой темп роста будет равен 13,7 процента.
В России в 2023-2024 годах объем спроса на БПЛА оценивался в 120 миллиардов рублей. К 2030 году он вырастет до 215 миллиардов рублей. Но важно понимать, что не менее половины спроса на данный момент формирует государственный заказ, говорят профильные эксперты.
"По данным минпромторга, к 2026 году будет закуплено 250 тысяч дронов, из них 90 процентов - это именно летательные аппараты весом до 30 килограммов", - отмечает Ольга Борисова. До 2030 года ожидается, что на них потратят более 200 миллиардов рублей.
Беспилотники в России активно используют в строительстве, сельском хозяйстве, в добывающей промышленности (горном деле, нефте- и газодобыче), при мониторинге месторождений и трубопроводов, отмечает Ольга Борисова. К примеру, в Арктике БПЛА применяются для ледовой разведки. Также в регионах есть проекты по обнаружению несанкционированных свалок с помощью беспилотников, к примеру в Свердловской области. БПЛА используются для поиска незаконных вырубок древесины и лесных пожаров, а в сельском хозяйстве - для мониторинга состояния посевов, опрыскивания от вредителей и других видов работ. Опрыскивание культур с помощью БПЛА позволяет избежать уплотнения почвы, так как не будет необходимости заводить на поле технику, рассказывает Йожеф Фекете, заместитель генерального директора по научно-технической деятельности ГК "Прогресс Агро". За счет использования беспилотников в сельском хозяйстве упрощается процесс химической обработки полей, его скорость, снижается стоимость работ.
Довольно широкое распространение БПЛА получили в строительстве, где они используются для контроля качества, создания снимков, геодезической съемки, взятия проб воздуха, замеров шума. Также активно беспилотники используются в ТЭК. В основном для обследования инфраструктуры, обнаружения разрывов линий электропередачи, аварий трубопроводов, газо- и нефтепроводов. Эта работа проводилась всегда, но раньше для нее требовалось привлекать вертолеты, что обходилось дорого. БПЛА позволяют существенно снизить расходы компаний.
"Рынок БПЛА в течение пяти лет вырастет, - считает Ольга Борисова. - Так, количество БПЛА массой выше 1 килограмма должно увеличиться в два раза, количество сертифицированных типов - в три раза, количество специалистов в сфере разработки вырастет до 1 миллиона человек".
В то же время эксперты отмечают, что развитие беспилотного транспорта сдерживается рядом факторов. Один из наиболее важных - воздушные ограничения на полеты беспилотного транспорта. В прошлом году это привело к сокращению доходов от продажи услуг с использованием БАС на 34 процента. В связи с запретом полетов БПЛА на территории Краснодарского края проект по опрыскиванию полей с помощью дронов пришлось отложить, говорит Йожеф Фекете. "Если в будущем будут сняты ограничения на использование дронов в России, откроется огромный рынок", - говорит он. Через 5-10 лет дроны могут полностью вытеснить другие виды надземного опрыскивания в сельском хозяйстве. Это позволит значительно увеличить эффективность процесса обработки полей и снизить негативное воздействие на окружающую среду. Сейчас правительству поставлена задача - до 1 июня 2025 года принять все документы для упрощенного использования беспилотников.
Также развитие беспилотного транспорта тормозит дефицит квалифицированных кадров, в первую очередь операторов дронов. К 2030 году стране потребуется около 600 тысяч операторов дронов. Проблема состоит в том, что рынок БПЛА стремительно развивался, в то время как операторы дронов были в основном самоучками либо проходили курсы, организованные самими производителями беспилотников. Сейчас же для них созданы профессиональные учебные программы, осталось нарастить выпуск специалистов.
С января 2024 года действует национальный проект "Беспилотные авиационные системы". Его основная цель - обеспечить пятикратное увеличение производства БПЛА. В стране уже началось производство двигателей, электрических компонентов и контроллеров. На развитие самостоятельной беспилотной отрасли в России будет выделено 696 миллиардов рублей до 2030 года. Объем российского рынка БПЛА к этому времени должен составить 180 тысяч устройств, 70 процентов из которых будут отечественного производства.
В последнее время внимание уделяется автономности дронов. Это экономит время работы людей. Для этого в работу БПЛА активно внедряется искусственный интеллект. За счет этого беспилотники могут сами определять оптимальный маршрут, обрабатывать полученную визуальную информацию - к примеру, они самостоятельно анализируют информацию о возможных поломках на ЛЭП, трубопроводах и отсылают операторам лишь данные об обнаруженных разрывах и повреждениях. Людям не приходится часами отсматривать снятое дроном видео, так как их настраивают на поиск определенного вида объектов. Встретив их, устройство сразу сигнализирует о находке.
В едином плане по достижению национальных целей развития на срок до 2036 года указано, что уже через 5 лет уровень технологической независимости всей отрасли БАС должен достичь показателя в 81,1 процента. Причем планку в 50 процентов предприятия должны будут пройти уже в 2026 году. Отдельный национальный проект "Беспилотные авиационные системы" также предполагает, что в ближайшие годы должно расти не только производство таких аппаратов: для их широкомасштабного использования в реальных секторах экономики требуется новая инфраструктура, подходящая для взлета и посадки, хранения и обслуживания инновационных устройств. Поэтому сейчас в минтрансе и Росавиации обсуждают возможность создания таких площадок без длительного и затратного капитального строительства. Причем создавать их можно будет не только за счет средств самих эксплуатантов, но и с привлечением инвесторов.
Также весной прошлого года были согласованы отдельные параметры специальной государственной программы по льготному лизингу беспилотников - на ее реализацию будут выделены 2,5 миллиарда рублей. В материалах минпромторга указано, что под действие программы попадут БАС самолетного и вертолетного типа всех весовых классов, а закупка мультироторных устройств будет субсидироваться в том случае, если их вес будет составлять 30 и более килограммов, это соответствует сверхлегкой и легкой категориям. По задумке совокупность таких мер поможет направлять ресурсы на приоритетные направления в развитии инфраструктуры под БАС, и при этом сами темпы развития этой сферы будут соответствовать параметрам, закрепленным в нормативных документах.