Сложности цифровых проектов: как избежать ошибок и рисков

Проекты в сфере информационных технологий способны вывести компанию, а нередко и целые отрасли, на совершенно новый уровень. Заказчика на этом пути подстерегает множество трудностей и ошибок. Одна из них - ожидание быстрых результатов, особенно сейчас, когда рыночные условия стремительно меняются и происходит взрывной рост отечественных ИТ-компаний. У бизнеса появляется потребность масштабировать свои цифровые проекты, достраивать их и развивать, а также искать аналоги ПО или создавать их с нуля. С какими сложностями при этом можно столкнуться и почему полученный результат стоит приложенных усилий, "РГ" рассказали эксперты группы компаний ЛАНИТ.
Успешное цифровое внедрение требует запаса прочности в архитектуре решения.
Успешное цифровое внедрение требует запаса прочности в архитектуре решения. / GettyImages

Оценка перспектив

Один из мифов в том, что готовое (коробочное) цифровое решение - это доступно, а собственное - это дорого. На самом деле, если компания планирует развивать готовое ПО самостоятельно, она просто перекладывает расходы на будущее, говорит Роман Почиталкин, бизнес-партнер компании "ЛАНИТ - Би Пи Эм". Но если заказчик заранее оценил финансовый результат от внедрения, то сможет осознанно выбрать, какой вариант целесообразнее: "коробка" или собственная разработка.

"Мы всегда предлагаем начинать с расчета экономического эффекта и оценки стоимости владения системой. Если есть понимание, сколько можно заработать, то цена решения может уйти на второй план. Конкурентные преимущества при выводе нового продукта на рынок могут быстро окупить все затраты", - считает Роман Почиталкин.

По его мнению, на старте цифрового проекта также важно думать о потенциальных изменениях в системе и учесть их при проектировании архитектуры решения. Даже успешное внедрение не гарантирует, что через один-два года стоимость и сроки доработок будут удовлетворять клиента из-за неучтенных точек роста. Архитектура ПО, как некий фундамент, должна иметь запас прочности для устойчивости к изменениям.

"Для этого мы используем собственный продукт для разработки корпоративных систем "Каркас". Пример - проект учетной системы банка с конструктором для создания "бутиковых" продуктов под индивидуальные потребности. В ходе проекта произошли организационные изменения - слияние двух подразделений банка, обслуживающих крупный и средний бизнес. Возникла необходимость выбора между нашей системой и аналогичным решением, уже запущенным в сегменте среднего бизнеса. Там использовали коробочное решение, предназначенное для более простых продуктов и большего потока клиентов. Заказчик должен был выбрать одну из систем, чтобы избежать дублирования функций и лишних затрат", - рассказывает Роман Почиталкин.

По итогам анализа банк выбрал решение от "ЛАНИТ - Би Пи Эм", которое уже в среднесрочной перспективе обеспечивало больше преимуществ благодаря гибкости, заложенной в архитектуре и недоступной "коробке".

Запаситесь терпением

Нереалистичная оценка срока, который потребуется для реализации цифрового проекта, является одной из самых частых ошибок. "Многим нужно еще вчера, но они готовы подождать несколько месяцев", - смеется Дмитрий Изместьев, вице-президент ЛАНИТ по инновационным проектам. При этом настоящая перестройка займет год, может, два, говорит он. Как пример приводит систему в сфере ЖКХ. На то, чтобы собрать весь массив данных о жилом фонде, разработать платежный функционал и создать возможность регистрации личных кабинетов собственников, ушло несколько лет.

Довольно часто заказчик считает, что автоматизация - это просто и быстро, соглашается с коллегой Кирилл Чурилин, директор по стратегическим проектам компании "ЛАНИТ-ТЕРКОМ". Но, по его мнению, есть и позитивные примеры - доработку сервиса "Олимпиады" на платформе "Московская электронная школа" (МЭШ) ускорила совместная деятельность команды заказчиков и исполнителей, обсуждавших все детали.

На старте цифрового проекта важно оценить развитие системы и выбрать подходящую

"Специалисты столичных департаментов образования и информационных технологий хорошо понимали специфику ИТ-проекта, что помогло установить реалистичные сроки", - отметил Кирилл Чурилин. Сервис значительно упростил проведение олимпиад, обеспечив весь сквозной процесс: от создания олимпиадных заданий до их выполнения, проверки и предоставления результатов. Школьники избавились от необходимости тратить время на поиск информации в разных источниках, им теперь легко находить интересные олимпиады и участвовать в них.

Буква закона

Скорость реализации проекта зависит не только от разработчиков, но и от необходимости корректировки бизнес-процессов и таких масштабных инициатив, как изменения в законодательстве.

"Почти в каждом серьезном цифровом проекте мы сталкиваемся с тем, что по закону что-то сделать нельзя", - говорит Дмитрий Изместьев. Но далеко не всегда цифровое решение нужно подстраивать под существующие нормы. Часто открывающиеся цифровые возможности позволяют менять и совершенствовать правовые акты.

"Внесение поправок в законы - это несвойственная ИТ-компаниям сфера, приходится искать людей, которые помогают. Но если мы хотим по-настоящему идти вперед, то нас это не должно останавливать. Нужно выходить с инициативой, показывать, где законодательство не соответствует тому, как развивается общество", - считает Дмитрий Изместьев.

В пример он приводит автоматизацию системы закупок и сферы ЖКХ. "В этих проектах законодательство развивалось практически одновременно с автоматизацией", - отмечает он. В ЖКХ пришлось многое менять, чтобы перевести процессы в электронную форму.

"Но даже в менее масштабных проектах мы сталкиваемся с тем, что нужна смена законодательных норм. Пример - наш учебный центр "Сетевая Академия ЛАНИТ". Еще 10-15 лет назад образовательная сфера была ориентирована на преподавание в классе. Использование информационных технологий в учебном процессе рассматривалось как исключение. Этот подход был зафиксирован и законодательно. Сегодня же трудно представить обучение без дистанционной его формы. Это стало возможным не сразу, не за один день", - добавляет Дмитрий Изместьев.

Дело привычки

Перестройка процессов при реализации цифрового проекта может быть довольно болезненной. Нередко изменения встречают сопротивление со стороны тех, кто будет пользоваться результатами цифрового проекта, так как он ломает устоявшиеся привычные модели.

"Любая инновация, даже хорошая, поначалу вызывает отторжение. Поэтому все равно нужно потратить время, чтобы подготовить и обучить людей, показать им, как пользоваться новыми инструментами. Мы все замечали, что даже на новую версию текстового редактора поначалу сложно перейти. А спустя время понимаешь, что она лучше, удобнее. С цифровыми проектами то же самое", - объясняет Дмитрий Изместьев.

Однако при доработке сервиса олимпиад МЭШ удалось выполнить непростые задачи так, чтобы пользователи не почувствовали дискомфорта. Одним из острых вопросов было обеспечение работы системы в пиковые нагрузки, рассказывает Кирилл Чурилин. Все участники подключаются одновременно, а сейчас это сотни тысяч школьников. Чтобы избежать возможных отклонений в работе сервиса, заранее провели замеры и оптимизировали многие процессы.

В поиске аналогов

Сегодня многие компании находятся в поиске аналогов цифровых решений, которыми они пользовались. "К нам часто поступают запросы, когда бизнес ищет такое же, но российское", - говорит Дмитрий Изместьев. Есть направления, в которых отечественные разработки находятся на высоком уровне, к примеру в информационной безопасности. Но во многих их нет, и уйдут годы, пока появятся наши аналоги международного уровня. В качестве решения Дмитрий Изместьев предлагает не искать эквивалент целиком, а лишь в части необходимых для работы функций.

"Когда крупный вендор делает систему, он создает ее на все случаи жизни. Но сотрудник использует только часть функций. Когда выбирается замена, важно сформулировать свои потребности. Возможно, такое решение уже есть и его можно доработать. Например, мы сейчас активно внедряем российские офисные пакеты, и они хорошо справляются со своей задачей", - рассказывает Дмитрий Изместьев.

Он отмечает, что трудности появляются у компаний с громоздкими макросами и автоматизацией на зарубежных продуктах, которые уже не планируется использовать. "Возникает необходимость доработки решений под заказчика, и мы научились успешно с этим справляться", - поясняет он.

Альтернативой тюнингу готовых решений может выступить разработка собственных. Но не стоит забывать о связанных с этим рисках. "Клиенты ищут замену не только сложным технологиям, но и системам, критически важным для бизнеса. Даже их кратковременный сбой может вызвать финансовые и репутационные потери", - говорит Роман Почиталкин.

Однако бизнес идет в такие проекты. Ведущие банки создают собственные АБС (автоматизированные банковские системы), хотя готовые решения есть на рынке. "Этот класс систем - один из самых сложных в реализации из-за высочайших требований безопасности, производительности и надежности при обработке чувствительных данных. Здесь для успеха проекта нужны высокий уровень компетенций и опыт выполнения аналогичных задач. Поэтому заказчикам следует оценить свои ресурсы и привлекать партнеров с экспертизой", - отмечает специалист.

Что ИИ по силам

Некоторые организации полагают, что могут избежать проблем, сразу используя технологии будущего, например искусственный интеллект (ИИ).

"Многие заказчики хотят понять, как они могут его применить, - отмечает Дмитрий Изместьев. - Они приходят и говорят: давайте внедрим искусственный интеллект, пусть он, к примеру, статьи пишет. Мы делаем, но заказчик недоволен. Не получается всю редакцию заменить ИИ".

Если использовать ИИ в посильных ему прикладных операциях, эффект может быть другим. Так, он может считать, сколько собирается зерна для предприятий сельского хозяйства, или по фотографиям анализировать объем древесины для лесопереработки. Эти проекты уже реализованы, говорит Изместьев. ИИ решил простые задачи, люди не заняты монотонной работой, снизилось воровство, а компании получают достоверные данные для последующего использования сырья.

Заказчикам бывает сложно самим определить, какие задачи автоматизировать с помощью ИИ. Лучшим вариантом является работа с профессионалами, хорошо знающими специфику цифровых решений и их возможности, считает Дмитрий Изместьев. Наиболее успешными получаются те проекты, в которых задачи формулируются совместно с экспертами.