Грузчиков заставят выбрасывать строительный мусор правильно

Строительный мусор в баках для бытового уже не удивляет ни региональных операторов, ни местные власти. Российский экологический оператор (РЭО) предлагает создать комплексную систему прослеживаемости отходов, но пока она создается, в регионах уже начали ловить серых возчиков.
Александр Сухов/РИА Новости

По данным РЭО, только за 2023 год в стране образовалось около 97 млн тонн строительных отходов, повторно использовалось лишь 12,3 млн тонн. То есть перерабатывается только около 12,7% такого мусора, несмотря на то что технологии для этого есть.

Увеличить долю переработки пока не удается еще и потому, что сейчас стройотходы часто оказываются в обычных мусорных баках. В Омске эту проблему увидели несколько лет назад, когда региональный оператор решил проанализировать причины переполнения контейнерных площадок, которые находятся на удобных логистических развязках и на объездных улицах города. Оказалось, что часто в таких баках лежат только один-два мешка от населения, а остальное - это промышленный, строительный, коммерческий мусор, рассказал исполнительный директор регионального оператора по обращению ТКО в Омской области "Магнит" Дмитрий Третьяков.

За вывоз строительного мусора из баков у дома в итоге дополнительно заплатит население

"Это действительно носит очень масштабный характер. Мы хотели понять: это водители халтурят или компании даже не закладывают в сумму своих работ сдачу отходов на полигон. И мы сделали контрольную закупку через официальную страницу "Грузовичкоф", где у нас приняли заявку и насчитали нам за работу примерно 3 тыс. рублей. Но когда мы сами просчитали стоимость доставки и сдачу на официальный полигон, оказалось, что это стоило бы не меньше 5 тыс. рублей", - рассказывает Третьяков.

В итоге грузчик выбросил строительные отходы в мусорный бак, а региональный оператор все зафиксировал и пошел в суд, где признали виновность компаний в подбросе строительных отходов в контейнеры для ТКО. "Российская газета" отправила запрос в "Грузовичкоф", но к выходу публикации комментарий не был получен. Также были отправлены запросы о вывозе отходов грузчиками компаний "Разгрузчики" и "Яндекс Доставка", но ответы также не были получены.

О этой проблеме говорит и региональный оператор в Кузбассе "ЭкоТек", но там редко получается определить виновников. "Ведем работу по выявлению недобросовестных лиц. Иногда сами жители снимают на видео такие случаи. Мы все передаем в органы МВД для установления факта нарушения и принятия соответствующих мер", - рассказали в компании.

В министерстве ТЭК и ЖКХ Краснодарского края также говорят, что достаточно часто сталкиваются с такой проблемой. И единсвенное, что там могут сделать - это подать заявление в полицию. "У нашего министерства полномочий повлиять на эту ситуацию, к сожалению, нет. Здесь на уровне муниципалитетов, управляющих компаний должна проводиться профилактическая работа", - рассказали в министерстве.

Строительный мусор и портит технику, и усложняет сортировку, да и все неучтенные расходы в конце года приносят региональным властям, и платит за них в итоге население, рассказывает Третьяков. Общее решение предложили депутаты Госдумы, разработав законопроект, который даст региональным властям право устанавливать правила перевоза, хранения и переработки строительных отходов. В РЭО считают, что такой закон нужен, так как на данный момент в стране нет единой и понятной системы регулирования обращения с строительными отходами, хотя они имеют большой потенциал для повторного вовлечения в хозяйственный оборот. На базе закона будет создана прозрачная система вывоза, так как будет контроль каждой машины. В РЭО отметили, что если закон примут в весеннюю сессию, то действовать он начнет уже с 1 сентября.