В Свердловской, Тюменской, Курганской, Челябинской областях, Пермском крае и Ханты-Мансийском автономном округе в ближайшие три года планируется потратить на внедрение ИТС в общей сложности более пяти миллиардов рублей. Средства будут направлены из федерального и региональных бюджетов. Лидером в развитии данного направления на Большом Урале может стать Челябинская область, в которой на автоматизацию процессов управления дорожным движением израсходуют свыше 1,6 миллиарда.
В Югре самый скромный бюджет на внедрение ИТС среди уральских регионов - всего 213,8 миллиона рублей. Но, несмотря на это, планы в автономном округе грандиозные: до 2030 года здесь планируют установить 1928 видеокамер с функцией аналитики, пять центральных постов ИТС, 409 адаптивных контроллеров для светофоров, 87 автоматических метеостанций и другое оборудование. Интеллектуальная система уже работает в Сургуте, в ближайшей перспективе планируется внедрить ИТС в Ханты-Мансийской, Нефтеюганской и Нижневартовской агломерациях, на региональных дорогах.
- Интеллектуальные транспортные системы вносят существенный вклад в обеспечение безопасности дорожного движения, равномерности движения потока в мегаполисах, комфорта пассажиров, - считает президент ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль. - Но в Европе при внедрении ИТС решается еще и вопрос бережного отношения к окружающей среде. У нас же к экологии отношение несерьезное, как будто не на своей земле живем, а временно зашли на нее. Возможно, интеллектуальные транспортные системы помогут в развитии грузовых перевозок, в частности, применения для этого беспилотных технологий. Сейчас России нет фундамента для их эффективного использования.
В уральских регионах ИТС начали внедрять примерно пять лет назад, и плюсы от этого стали видны сразу же. К созданным центрам управления подключены модернизированные светофоры, оснащенные современными контроллерами и детекторами движения транспорта, которые позволяют регулировать потоки на перекрестке в зависимости от складывающейся дорожной обстановки. В случае возникновения нештатных ситуаций оператор осуществит управление дистанционно. К этой же системе можно отнести и приложения для мобильных устройств, ставшие привычными для многих пассажиров, использующих их для отслеживания общественного транспорта и планирования поездок.
В Перми благодаря использованию интеллектуальных транспортных систем время задержки машин у светофоров сократилось до 60 процентов. В краевом центре действует единая платформа управления, она включает восемь модулей. Три из них отвечают за работу геоинформационной и электронной систем координирования дорожного движения, а также программы "Цифровой двойник". Пять модулей управляют трафиком, дорожными работами, движением общественного транспорта и конфигурацией парковочного пространства. Более половины всех пермских светофоров оснащены транспортными детекторами, на дорогах установлены 626 пунктов контроля параметров потока с возможностью видеозаписи и более 500 видеокамер для мониторинга обстановки.
- Мы отмечаем положительный эффект на перекрестках с адаптивным управлением: на них значительно сократилось время задержки автомобилей у светофоров. Это существенно уменьшает заторы на улицах в часы пик, - говорит начальник центра безопасности дорожного движения Пермского края Александр Власов. - Одним из прикладных кейсов умной системы стал сбор информации об ограничениях движения. Эта функция позволяет специалистам быстро получать сведения о планируемых ремонтных или массовых мероприятиях и оптимизировать временные рамки их проведения. Также было приобретено лицензионное программное обеспечение, которое с помощью алгоритмов компьютерного зрения автоматически выявляет инциденты на дорогах.
Началось внедрение интеллектуальной транспортной системы и в Кургане. Планируется, что после ввода в эксплуатацию она будет регулировать работу светофоров, создавая "зеленую волну". Специальное оборудование для этого установят на перекрестках и пешеходных переходах в центре города, от площади Ленина по улицам Гоголя и Половинской до Куйбышева, а также от бассейна "Дельфин" по улице Коли Мяготина до улицы Савельева. Предполагается, что ИТС увеличит пропускную способность центральных улиц на 20 процентов, средняя скорость транспорта вырастет на 15, аварийность снизится на 25 процентов.
Роман Старовойт, министр транспорта России:
- Начиная с 2020 года во многих субъектах РФ проведена колоссальная работа по совершенствованию и развитию технической базы ИТС, а во многих случаях система была создана с чистого листа. В 2024 году перечень регионов, участвующих в мероприятиях по внедрению интеллектуальных транспортных систем, в очередной раз расширился, и новые участники демонстрируют хорошие результаты. Например, в Курганской агломерации идет процесс интеграции в ИТС 29 светофорных объектов, ведется установка 70 детекторов. Работы реализуются в том числе в рамках долгосрочных контрактов, что говорит о возрастающем уровне планирования регионами работ по внедрению интеллектуальных транспортных систем.
Справка "РГ"
Примерный алгоритм работы интеллектуальной транспортной системы таков: сначала центр управления движением с помощью специальных датчиков и дорожных видеокамер собирает сведения о транспортных потоках в городской агломерации. Туда же поступает информация от автоматических метеостанций: температура и влажность воздуха, наличие осадков, состояние дорожного покрытия. Все эти сведения анализируются, и центр управления в автоматическом порядке выясняет, где на дорогах пробки, а где проезд свободен. После этого ИТС начинает выстраивать транспортные потоки так, чтобы у автомобилистов было как можно меньше проблем при передвижении по городским улицам. При возникновении затруднений эту функцию могут взять на себя операторы центра управления.