Исследование: россияне делают комплименты приятным парфюмам, но не хотят слышать назойливые ароматы в транспорте
Парфюмерно-косметическая сеть "Золотое Яблоко" провела в декабре 2024 года анкетирование покупателей, в котором приняли участие 2 тысячи человек. Организаторы пытались выяснить, существует ли парфюмерный этикет, какого рода ароматами в зависимости от ситуации пользуются люди и чем стоит руководствоваться при использовании парфюма - своим удовольствием или комфортом для окружающих.

Парфюмом пользуются 79% опрошенных. Из них 89% делают это для собственного удовольствия, считая аромат способом самовыражения, а 11% хотят произвести впечатление на окружающих. Аромат чужого парфюма замечают почти все - не слышат его практически никогда лишь 7% человек.
Реакция на запах парфюма от других людей зависит от места и ситуации. Меньше всего люди хотят слышать чужие ароматы в транспорте: против чужого парфюма в автобусе, метро или такси высказались 59% опрошенных, в поезде — 48%, в самолете — 46%. "Ольфакторную тишину" в спортзале предпочитают 38% респондентов, в офисе — 27%, в ресторане — 24%, в театре — 22%.
"Парфюмерного этикета как четко оформленных правил не существует. Выбор аромата в любой ситуации происходит интуитивно, - считает эксперт парфюмерной энциклопедии Fragrantica Игорь Масюков. - Парфюм - не только источник удовольствия, но и средство коммуникации, такое же как макияж или одежда. То, что абсолютное большинство россиян пользуются парфюмерией для собственного удовольствия, говорит о том, что человек при выборе парфюма в первую очередь думает о себе. Но мы - часть социума, и более 90% окружающих заметят, чем вы пахнете. Представьте себя в самолете: ваш сосед обильно побрызгался вашим нелюбимым ароматом. Избавиться от назойливого запаха непросто: если с руки его можно смыть, а остатки, впитавшиеся в кожу, замаскировать увлажняющим кремом, то с одеждой все сложнее - ее нужно стирать. Не будьте для других таким соседом: в магазинах пользуйтесь блоттерами, а если хотите протестировать аромат на себе, наносите его на внешнюю сторону кисти - так он легко смывается".
Свое одобрение или неодобрение чужого выбора люди выражают по-разному, как и реагируют на замечания в свой адрес. Например, услышав от кого-то приятный аромат, 39% опрошенных сделают комплимент. Многие также готовы уточнить название, чтобы добавить парфюм в свой "вишлист", - так поступают 26% женщин и 15% мужчин. Если аромат оказался крайне неприятен или его использовали чрезмерно, реакция зависит от степени знакомства. В случае с незнакомым человеком 58% опрошенных предпочтут отойти в сторону, если обстоятельства позволяют, 40% готовы сдержаться и никак не реагировать. Если от аромата стало плохо, 6% примут таблетку, столько же готовы сделать деликатное замечание, 4% попробуют перебить запах своим парфюмом.
Хорошо знакомому человеку в аналогичной ситуации уже 35% людей дадут понять, что парфюм неприятен, 14% поинтересуются, что за аромат, 12% выскажут свое недовольство однозначно. Каждый четвертый (24%) готов отойти в сторону, если это возможно, а каждый третий (31%) продолжит общение несмотря ни на что, если человек интересен. 4% людей готовы смолчать, но прекратить общаться навсегда.
Получив замечание, лишь 5% респондентов станут реагировать дерзко (ответят с вызовом или демонстративно дополнительно нанесут парфюм). Остальные просто сделают выводы на будущее (42%), поблагодарят за обратную связь (29%) или никак не отреагируют (24%).
Представление о разных группах ароматов имеют 94% тех, кто пользуется парфюмом. Чаще всего люди отдают предпочтения свежим, цитрусовым, зеленым композициям (47% опрошенных), от 20 до 30% предпочитают древесные, цветочные. Реже выбирают сладкие, гурманские, пряные, восточные. Каждый четвертый (23%) не имеет строгих предпочтений и пробует разные ароматы.
"В природе процесс обоняния напрямую связан с процессом питания, поэтому любую гурманику, особенно сладкую (она обещает организму быстрый выброс дофамина), человек замечает сильнее. Анималика и дым воспринимаются нами как сигналы опасности - дикие животные, пожар! Еще существуют душистые вещества, которые раздражают тройничный нерв, создавая жгуче-холодящее ощущение в области носовых пазух: это амброво-древесные материалы, ароматы с ними стоит наносить умеренно. Также на восприятие ароматов влияют культурные коды. Например, в Японии культ чистоты, и громкий парфюм может быть воспринят как попытка замаскировать нечистоту. В странах Персидского залива эфирные масла розы и уда традиционно носят мужчины, тогда как в Европе считают, что нет ничего женственее розы", - комментирует Игорь Масюков.

"Утром на брифинг в офис, где за столом будет много людей, не стоит наносить плотные вечерние композиции. От уда или амброво-древесных ароматов лучше воздержаться. Вообще, если вы знаете, что с вами рядом будут находиться люди без возможности от вас отойти, не стоит использовать парфюм с такими композициями. Я бы рекомендовал выбрать свежие цитрусовые или цветочно-фруктовые прозрачные композиции. Чтобы аромат не звучал плотнее, чем это необходимо, вместо трех "пшиков" на грудь и шею нанесите лучше один на затылок или на шею сзади, под волосы. В этом случае аромат будет распространяться за вами, лишь слегка угадываясь", — советует Ярослав Симонов, сооснователь и главный парфюмер FAKOSHIMA.
