Летчик Сергей Богдан - о том, зачем ему нарисовали точку между глаз, видел ли он слона на улице и ждет ли фотосессию

Летчик Сергей Богдан - о том, зачем ему нарисовали точку между глаз, видел ли он слона на улице и ждет ли фотосессию

Сергей Богдан рассказал "РГ" о подготовке к выступлению Су-57 на Aero India 2025
10.02.202509:23
Александр Степанов
Сегодня в индийском Бангалоре открывается международная выставка Aero India 2025. Одним из самых ожидаемых здесь станет показ нашего истребителя 5-го поколения Су-57Э (буква Э - значит, экспортный вариант, Ред). Он уже наделал немало шума на выставке в Китае, продемонстрировав самые невероятные виражи. В Индии, как и в Китае, пилотировать его будет летчик-испытатель Герой России Сергей Богдан. В воскресенье вечером мы позвонили ему в Бангалор.

Сергей Леонидович, как там у вас погода? Очень жарко?

Сергей Богдан: Терпимо. От +29 до +31 градуса. Конечно, по нашим меркам для зимы достаточно тепло. Но главное - небо безоблачное, а это хорошо для пилотирования.

То есть жара не проблема?

Сергей Богдан: Для летчика чем прохладнее, тем лучше, полеты проходят более зрелищно. Но, как говорится, что имеем, то имеем. Если выбирать между жарой и облачностью, то, конечно, лучше, чтобы небо было чистым. Да, температура влияет, но в целом погода благоприятная.

А как вообще настроение?

Сергей Богдан: Отличное! Конечно, готовимся со всей тщательностью. Индийская сторона предоставляет для тренировок все условия. Отношение к нам самое благоприятное. Рядом - международный аэропорт, и из-за большого трафика времени для тренировок не так много. Но практически все, что мы просим для полетов, с точки зрения временных слотов, нам стараются предоставить. Так что особых проблем нет.

В России гостей встречают хлебом-солью, а в Индии есть подобные традиции?

Сергей Богдан: На аэродроме все было достаточно буднично: встретили, поприветствовали, все объяснили и показали. А вот в гостинице девушки мне нарисовали между глаз точку. Говорят, традиция такая.

В Индии специфичная кухня. Удалось что-то попробовать или у вас свой график питания?

Сергей Богдан: Я во всех странах, где бываю, стараюсь дегустировать местную кухню. В нашем отеле кухня прекрасная - много национальных блюд, повара готовят великолепно, еда хоть и острая, но дико вкусная. В принципе, можно заказать и европейские блюда, но я беру местное, и пока никаких последствий не ощущаю.

Самолеты Су-57Э и F-35 на взлетно-посадочных полосах в Бангалоре.
Сергей Богдан: Выглядит так, что наши самолеты стоят с американскими буквально "нос к носу". На самом деле они находятся достаточно далеко друг от друга. Фото: Соцсети

На фотографии, напечатанной сегодня в "РГ", наш Су-57Э и американский F-35 стоят один напротив другого. Это индийцы специально так сделали?

Сергей Богдан: Не совсем. Есть фото, где наш самолет находится на позиции подготовки. А когда его вытягивают на эту позицию, получается, что он находится вне строя самолетов. В момент его подготовки произвела посадку четверка американских самолетов, и они просто выруливали по рулежке мимо наших, буквально в 30-40 метрах. А на фото получилось так, что наши самолеты стоят с американскими буквально "нос к носу". На самом деле они находятся достаточно далеко от нас.

А не получилось посмотреть на F-35 вблизи, поговорить с американскими пилотами?

Сергей Богдан: Сегодня у нас была очередная тренировка, но на стоянке F-35 никого кроме охраны не было. Потому и смысла идти туда не было. Да и времени особо тоже. То, что к самолету не подпустят, а уж тем более в кабину, это понятно. Но посмотрим, как дальше будет.

А в принципе, вам интересно посидеть в кабине F-35?

Сергей Богдан: В любом самолете интересно посидеть, тем более 5-го поколения. Даже в том же F-16, несмотря на то, этим самолетам уже пятый десяток лет. В любом самолете интересны эргономические решения - что в шведских, что во французских, не говоря уже об американских. Но в этом отношении сильно не обольщаемся. Повторяю: в кабину истребителей абы кого не пускают.

Ясно, что у вас на выставке плотный график. Но на экскурсии по городу время найдете? На слона посмотреть и прочее…

Сергей Богдан: В Индии я впервые, потому мне здесь интересно все. А с экскурсии я только недавно - сегодня ездили с гидом по Бангалору. Слона не встретил, но посмотрели два храма, древнюю крепость, очень колоритный рынок. Это самое сильное впечатление - там тысячи людей, столпотворение народа, пройти его еще тот квест. Но положительными эмоциями я там подзарядился. В храмах тоже своя специфика, туда нужно заходить босиком, разуваясь перед входом. Там очень интересное убранство, оформление - меня все это удивило и впечатлило. А вечером я просто гулял по городу. Движение очень серьезное, но я находил какие-то дорожки…

В Индии, как и в Китае, пилотировать Су-57Э будет летчик-испытатель Герой России Сергей Богдан. Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости

Можно сказать, что Бангалор - город контрастов?

Сергей Богдан: На самом деле в любом мегаполисе можно найти плюсы и, если постараться - минусы. В Бангалоре современный стиль архитектуры сочетается со старинными зданиями. Великолепная природа, самые современные отели, храмы поражают роскошью, пафосные гольф-клубы, а рядом… так скажем, не совсем благостные места. Но это можно отнести к местной экзотике. Общее же впечатление от города и от людей самое приятное.

Насчет людей. На авиавыставке в Китае вам, говорят, не давали продыху: совместные фото, автографы, интервью. А в Индии как?

Сергей Богдан: Выставка только начинается, идут тренировочные полеты, потому людей практически нет. Мы пока в основном сталкиваемся с военными и полицией, которые занимаются охраной. Они просят сфотографироваться, летчики иногда тоже. Но каких-то масштабных фотосессий у меня пока не было (смеется).

В Китае вы показывали фигуры высшего пилотажа, которые, казалось, отвергают законы физики. Удивите ли чем-то здесь?

Сергей Богдан: В Бангалоре своя специфика полетов. Это, как я уже говорил, температура. Плюс аэродром находится на высоте почти километра над уровнем моря - это тоже влияет на режимы пилотирования. К этому нужно еще немного привыкнуть, что называется, влетаться. Что-то мы успели сделать, рассчитываем еще потренироваться. Не буду раскрывать всех деталей, но здесь мы постараемся усложнить пилотажный комплекс, сделать его более зрелищным и динамичным.