Евгений Князев сыграет в комедии Скриба "Пуф, или Ложь и истина"

Сцена - ряд металлических дверей, как в заводской раздевалке. Распахиваясь, они превращаются в сквозную галерею для эффектных выходов персонажей. Стены и роскошные костюмы, мебель и весь антураж - сплошь иссиня-серого цвета. Но для знакомых с творчеством сценографа Максима Обрезкова это ни разу не сюрприз: на Новой сцене вахтанговцев такая гамма превратилась уже в большой (и очень строгий) стиль. Был у меня знакомый старичок, комендант учебного корпуса, у которого на все случаи жизни было два определения: "оригинальный колорит" и "колоритный оригинал". Вот и тут мы имеем дело с чем-то подобным.
Дядюшка Дегоде в исполнении Евгения Князева - человек снисходительный, небогатый, с репутацией скряги-миллионера.
Дядюшка Дегоде в исполнении Евгения Князева - человек снисходительный, небогатый, с репутацией скряги-миллионера. / РИА Новости

При этом художник не балует нас оттенками: ткани различаются лишь фактурой. Хотя оттенки серого - это вообще-то поэма. Смурый и попеловатый; маренго и "серый джентльменский"; "лондонский дым" и "наваринский дым"; фельдграу и штайнграу; гри-де-перль и гри-даржан, "испуганная мышь" и цвет эстерхази… И, матушки, чего только не выдумали модельеры былых времен!.. Но Обрезков слишком строгий стилист, чтобы баловать нас вульгарным разнообразием. Правда, порой вдруг блеснет контрабандное золотое шитье или золоченые гвоздики на мебели. Такое кокетство недопустимо, с ним надо повести решительную борьбу.

В результате общий рисунок спектакля напоминает живые шахматы, где черные и белые одинаково серы, да и клетки доски не различаются. Хотя кто-то вспомнит и туальденоровых старушек из 2-го дома собеса в "Двенадцати стульях". Что ж, серый может быть и знаком честной бедности, и цветом вызывающей роскоши. И эта амбивалентность находит опору в философии спектакля.

Фото: Валерий Мясников

Эжен Скриб написал полтыщи комедий, водевилей и либретто - почти как Лопе де Вега. И при этом работал бригадным методом, почти как Дюма-отец: остроты, диалоги и сюжетные ходы для него сочиняли подмастерья. Так что Скриб - прежде всего виртуозный компилятор, поставивший ремесло драматурга на индустриальную основу.

Философию комедии "Пуф, или Ложь и Истина" (1848) выражает в одной из первых сцен делец Дегоде: "Пуф - это искусство сеять несуществующее и пожинать плоды его. Это вымысел, превращенный в спекуляцию, ложь, ставшая всеобщим достоянием, пущенная в оборот для нужд общества и промышленности!" Политика и коммерция, поэзия и красноречие, благотворительность и благочестие - все это, по Дегоде, сплошной пуф. И это послание нетрудно экстраполировать на нашу с вами эпоху: финансовые пузыри, торжество пиара, фейковые новости, "культура отмены" вечных ценностей и незыблемых репутаций и т. п.

Фото: Валерий Мясников

Пьеса сделана очень экономно. Семь героев, и к каждому подходит отмычка дядюшки Дегоде. Сам он (Евгений Князев) - человек снисходительный, в сущности, небогатый, но пользуется репутацией скряги-миллионера. Его дочь Коринна (Мария Бердинских) считается синим чулком, но в душе хочет замуж за графа. Граф (отличная гротескная роль Владислава Демченко) - вельможа с львиной гривой, с фигурой и повадкой принца Лимона - на деле плагиатор, хам и хапуга.

Это послание нетрудно экстраполировать на нашу с вами эпоху: финансовые пузыри, торжество пиара, фейковые новости, "культура отмены"

Его названая невеста Антония (Анастасия Джентилини) - блондинка, добродетельная донельзя, - может вдруг явить стальную волю и жаркую страсть. Ее брат Максанс (Григорий Здоров) - с виду успешный биржевой делец, на деле же растратчик и повеса. Его друг Альбер (Николай Романовский) - бравый офицер, неистовый правдоруб, которого легко переубеждают: вовремя промолчать не значит солгать, лицемерие нужно соблюдать, правда - хорошо, а счастье лучше. И лишь издатель Бувар (Олег Лопухов) саморазоблачается сразу; но это фигура служебная, человек-приставка.

Фото: Валерий Мясников

Режиссер Ася Князева добавила к ним еще одного героя, олицетворив междометие "Пуф". Ангел-клоун Пуф (Александра Стрельцина), весь в белом - единственное светлое пятно на сцене, - проказничает вовсю, приближая счастливую развязку. Для прочих героев он невидим, а когда хочет воплотиться, вынужден надевать серый балахон как человек-невидимка у Уэллса. Не очень понятно, почему он ангел, а не добродетельный домовой: у французов есть аналог домового под названием лютен, который к тому же умеет превращаться в белую кошку.

Все здесь разговаривают напыщенным слогом, в аффектированной манере, что еще усугубляет механическую драматургию Скриба. А впрочем, не будем сгущать краски: вахтанговцы и эту темно-серую метель легко и непринужденно превращают в фирменную феерию. Это врожденное, этого уже ничем не выгонишь.

Афиша

Премьера спектакля "Пуф, или Ложь и истина" пройдет 21 февраля.