- В школе надо быть, учиться, - замечаю я.
- А мы здесь работаем, - отвечает паренек. Знакомимся. Это Алексей Шепель. "Ученик восьмого класса школы N 93, - гордо рапортует он. - А занятия во вторую смену. Учебе это не мешает". Рассказывает, что больше всего любит чистить, когда снег свежий: "Он легкий: одно движение, и вся лопата полная, знай кидай... У нас красивый город, если бы еще и взрослые не оставляли мусор после себя..."
Интересуюсь у председателя комитета благоустройства администрации Екатеринбурга Тамары Благодатковой: действительно ли школьники у них работают как штатные дворники?
- Их в городе катастрофически не хватает, дворников, - говорит она. - Поэтому решено привлекать школьников к работе в парках и скверах города, где нет движения транспорта и ребятам практически ничего не угрожает.
Начальник центра внешкольной работы "Спектр" Октябрьского района для подростков от 14 до 17 лет Евгения Васильева поясняет:
- В случае с несовершеннолетними готовы закрепить за подростком небольшой двор, определить фронт работ: подмести дорожки и выходы из подъезда, убрать мусор из урн. Если прописать очень точно весь функционал и оплату, то это вполне рабочая схема. У них есть трудовые книжки: оформили им как подопечным круглогодичного трудового лагеря, созданного на основе нашего центра. Так что сейчас снег в районе убирают тридцать подростков.
Родителей их это устраивает. Как рассказывает мама Алексея Шепеля Татьяна Дмитриевна, сын сам принял решение, хочет получить первый трудовой опыт. "На школьной успеваемости такая работа никак не сказывается. Учится хорошо и уже заработал на абонемент в спортзал, - с удовлетворением замечает она.
С каждым подростком центр заключает индивидуальный контракт, ведет табель учета времени. Заступают на смену юные дворники, исходя из расписания занятий: кто в восемь утра, кто в полдесятого. Присутствие взрослого - обязательно: он обозначает фронт работ, выдает инвентарь и, что важно, присматривает за ребятами. Оплата - исходя из минимальной оплаты труда, установленной законом. Зимой подросток может заработать до 165 тысяч рублей.
Закон допускает для подростков от 14 до 16 лет лишь легкий труд. Предельные нормы рабочего времени зависят от возраста подростка. До 16 лет - это не более 24 часов в неделю, от 16 до 18 лет - не более 35.
Юрий Стариков, директор школы № 106, Санкт-Петербург:
- В этой истории есть свои плюсы и минусы. Да, с одной стороны, дети приучаются к труду. С другой... Представим, что прошел сильный снегопад. Убирать в такой ситуации снег, тем более скалывать лед - физически тяжелая работа. Потянет ли подросток? Кстати, в школе можно было бы устраивать подростков и на другую работу - помогать убирать классы. С уборщицами сейчас беда. Почему бы не предлагать убирать самим ребятам? Имело бы и воспитательное значение для других. Ты мусоришь - а твоя одноклассница за тобой же убирает.
Анна Хоботова, психолог-психотерапевт, Ростов-на-Дону:
- Я думаю, что привлечение к труду, как это происходит в Екатеринбурге, окажет на детей благотворное влияние. Труд дисциплинирует, прививает ответственность. Единственный минус, который я вижу, это то, что в таком раннем возрасте подростки, начавшие зарабатывать неквалифицированным трудом приличные суммы, могут утратить мотивацию для получения высшего образования.
Михаил Розенблит, кандидат социологических наук ЮФУ:
- Мы наблюдаем очень яркую тенденцию - в соцсетях люди массово признаются в том, что ненавидят труд "всем сердцем, до визга, до судорог", работать - это "противоестественно для любого нормального человека"... Поэтому не удивляйтесь, когда молодые выпускники устраиваются на предприятие, но к обеду так устают, что уходят, никого не предупредив, не попытавшись даже забрать трудовую книжку. Потому что "жизнь их к такому не готовила". В Екатеринбурге нашли правильный подход.
Владимир Обласов, директор МБОУ "Губернаторский лицей № 100", Ульяновск:
- А почему бы и нет. Возможность заработать для школьника - это здорово. Но все должно быть в рамках закона. И, главное, тут недопустимо заставлять работать - строго на добровольной основе.
Резеда Акмера, мама девятиклассника, Сызрань:
- У меня идея массового устройства школьников работать радости не вызывает. Я не против, чтобы подростки помогали в разных делах, но постоянная работа, думаю, явно мешает учебе.
Подготовила Татьяна Тюменева, Марина Бровкина, Ирина Чечурина, Алексей Юхтанов