С 1 марта таксистов без аттестации начнут отключать от заказов

В столичном дептрансе напомнили, что аттестация - это тестирование водителей на знание правил перевозки пассажиров и багажа, а также города и его объектов, маршрутов и прочее. Цель у нее одна - повысить безопасность перевозок в городе. Власти в столице предупреждают: лучше сделать это заранее. "Водители, которые не сдали тестирование, будут отключены от заказов до момента успешного прохождения теста", - обратил внимание заммэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.
Организовано тестирование максимально просто. Водитель может пройти его онлайн в личном кабинете комплексной информационной системы "Аналитика работы такси" (КИС "АРТ") или очно в аттестационном центре. На прохождение текста дается 20 минут - ровно столько в среднем занимает у таксистов одна поездка. Для успешной сдачи достаточно ответить правильно на 8 из 10 вопросов. "В случае несдачи тестирование можно пересдавать неограниченное количество раз. Вторая попытка возможна также в онлайн-режиме, но не ранее чем через 24 часа. Если же и она окажется неудачной, дальнейшая аттестация будет возможна только очно в профильных центрах в Подольске, Ивантеевке, Коломне и Солнечногорске", - уточнил Василий Баранов, председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом.
Успешно пройденный тест фиксируется в реестре аттестованных лиц, добавил он: "Срок действия аттестации - два года, затем процедуру придется повторить".
Как выяснил корреспондент "РГ", аттестационные центры сейчас ежедневно в регионе посещают порядка 200 человек. Буквально на днях, завершив очередной заказ как раз рядом с таким центром в Подольске, успешно прошел аттестацию Андрей Басангов, работающий в "Яндексе" почти два года. Своей работой он дорожит, ведь она позволила ему перевезти из Элисты в Люберцы семью - жену и двух детей: "Пока живем на съемной квартире и откладываем на покупку собственного жилья. К счастью, дела в такси идут хорошо, в день выходит 8-10 тысяч рублей, работаю иногда по 12 часов, выезжаю и в выходные. Словом, зарабатываю". Чтобы пройти аттестацию, ему понадобилось предъявить справку об отсутствии судимости и пройти нехитрые тесты. "Я должен был описать свои действия во время пожара в машине или теракта, показать удобный маршрут до автовокзалов и аэропортов, главных больниц, спортивных стадионов, вузов и достопримечательностей", - поделился таксист и добавил, что у знающих русский язык и Правила дорожного движения тесты никаких трудностей не вызовут.
Автоэксперт Игорь Моржаретто отметил, что элементарный экзамен сдают таксисты во всем мире: "В Германии, например, где 80 процентов таксистов не коренные жители, а турки или пакистанцы, городские власти устраивают экзамен на минимальное знание немецкого языка и города. Не требуется досконально знать, где находится каждая улица, важно, чтобы понимали, как устроен город и в какую сторону нужно ехать по просьбе клиента".
Усложнять экзамен смысла нет, ведь в машине у каждого таксиста есть навигатор: "Но знать, что Кунцево - на западе, а Текстильщики - на юго-востоке, все-таки надо. И, конечно, не обязательно учить стихи Пушкина, но уметь объясняться на русском языке с пассажиром водитель обязан", - добавил автоэксперт.
Между тем во всех странах в такси имеют право работать лишь с местным водительским удостоверением, замечает Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ: "Например, даже с американским документом я не смогу водить машину в Канаде. У нас же водители из бывших союзных республик - Киргизии, Казахстана, Армении и других - имеют право возить пассажиров. Никакие тесты из 20 вопросов не смогут подтвердить их профессионализм. Большинство таксистов попросту попросят кого-нибудь ответить на вопросы за них. По Москве должны ездить только обладатели российского водительского удостоверения".