В Ярославской области прокладывают маршруты по промышленным предприятиям

Предприятия Ярославской области проводят иммерсивные экскурсии, используя наработки Агентства стратегических инициатив и МГУ имени М. Ломоносова. Начали с Рыбинска.

Целый год студенты МГУ имени М. Ломоносова в рамках проекта "Рыбинск: конвейер впечатлений" разрабатывали экскурсии для предприятий города.

- Мы поддерживаем все города, которые стремятся активизировать развитие туризма на своей территории, найти свой путь, - пояснила доцент кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета МГУ Татьяна Валькова. - Лицо Рыбинска, каким мы видим его сейчас, уникально. И оно не может не попасть в поле зрения тех, кто занимается туризмом.

Поездки в Рыбинск стали для студентов полевой практикой, в рамках которой они создали туристический продукт, раскрывающий особенности городской промышленности. Всего студенты и аспиранты вместе с преподавателями кафедры рекреационной географии и туризма посетили 11 предприятий, среди которых - "Дормашина", "Вымпел", "Верфь братьев Нобель", "Богемия", "Мега-Пак" и Рыбинская ГЭС.

Одним из основных индустриальных партнеров проекта выступил завод полимеров "Мега-Пак". Предприятие занимается переработкой пластика и выпуском полиэтиленовой пленки и упаковки для лесной, строительной, аграрной и других отраслей.

- Промышленный туризм - средство маркетинга, средство профессиональной ориентации, - считает Марина Демина, учредитель и административный директор завода.

Молодые люди увидели все этапы производства промышленной пленки, вторичную переработку пластика и полиэтилена. Итогом работы студентов стала иммерсивная экскурсия "Магия пластика: от сырья к упаковке". Она совмещена со своеобразным квестом: после посещения каждой площадки экскурсионного маршрута участники отвечают на вопросы и за правильные решения получают фишки.

Первыми экскурсию протестировали эксперты министерства туризма Ярославской области, представители промышленных компаний и региональных СМИ. Экскурсантам выдали квестбуки и провели гостей по цехам, показав, как из сырья получаются сначала гранулы, а затем полиэтиленовая пленка. Один из важных итоговых выводов: проект, изначально рассчитанный на детскую аудиторию, оказался интересен и взрослым. Это приятно удивило даже самих разработчиков. А они собираются и дальше навещать Рыбинск: в планах - проведение здесь фестиваля промышленного кино и арт-кэмпа. Тоже, естественно, промышленного.

- Цель - используя уникальные возможности территории, привлечь в Рыбинск новых гостей, закрепить за городом бренд Мекки промышленного туризма, а также уменьшить отток молодых креативных кадров и сформировать новые точки притяжения за пределами исторического центра, - пояснила региональный министр туризма Ольга Габуева.

Тем временем сотрудники пяти предприятий прошли обучение в рамках акселерационной программы "Открытая промышленность". С ними занимались ведущие эксперты-практики от Агентства стратегических инициатив. Цель - создание и запуск новых проектов, направленных на развитие международного сотрудничества, использование промышленного туризма в качестве инструмента для выхода на экспорт. Участникам объясняли, как повысить доступность турмаршрутов на промышленных объектах, не забывая о безопасности экскурсионных зон, как улучшить инфраструктуру для приема посетителей и разработать новые форматы взаимодействия с туристическими группами.

- В рамках обучения участники узнают, как разрабатывать и проводить познавательные экскурсии и тематические маршруты на предприятиях, - сообщила Ольга Габуева, - и постепенно начинают запускать собственные проекты, направленные на продвижение промышленного потенциала региона.

Пробную экскурсию, подготовленную в рамках программы, для экспертов регионального министерства туризма и представителей промышленности показало одно из крупнейших предприятий региона - АО "Ярославский бройлер". Участники своими глазами смогли увидеть цех культивирования клариевого (африканского) сома. Компания лидирует по его разведению не только в России, но и в Европе.

Агентство стратегических инициатив реализует программу "Открытая промышленность" уже четыре года. Около тысячи российских предприятий за это время начали регулярно проводить экскурсии по своим площадкам.

Между тем

В Ярославской области программы промышленного туризма уже успешно реализуют свыше 30 предприятий. Среди них угличский музей-завод "СырКультпросвет", филиал ООО ПК "Балтика" - "Пивзавод "Ярпиво", фабрика керамики "Сады Аурики", фабрика "Ростовская финифть", ярославская фабрика валяной обуви, "Русская механика". Региональный лидер промышленного туризма - музей-завод "СырКультпросвет" в Угличе, который в прошлом году принял более 30 тысяч туристов.