Претензии вызвало качество территориальных схем распределения, сортировки и захоронения ТКО. В этих документах указано, где располагаются действующие и проектируемые полигоны, перегрузочные станции, сортировочные заводы и даже такие неведомые абсолютному большинству регионов Центральной России объекты, как площадки для компостирования органических отходов или производства RDF-топлива из мусора. В упомянутых выше областях терсхемы составлены так, что не позволят через пять лет достичь стопроцентной обработки ТКО и 50-процентного снижения их объема, отправляемого на захоронение, пояснил генеральный директор РЭО Денис Буцаев.
В правительстве Смоленщины по запросу "РГ" дали уклончивый комментарий, не уточняя, какие именно положения терсхемы могли вызвать такую критику и как их предполагается исправлять. В ближайшие пять лет здесь планируется построить два мусоросортировочных комплекса - в Смоленском и Сафоновском районах. "Объекты будут включать в себя мощности по сортировке, утилизации и захоронению ТКО. Разрабатываются проекты на строительство", - пояснили в областном министерстве природных ресурсов и экологии. По словам чиновников, это будет способствовать достижению цели по 100-процентной сортировке отходов.
В Белгородской и Костромской областях затруднились ответить на запросы "РГ", как они планируют исправить ситуацию. Во Владимирской сообщили, что в 2021-2022 годах на внебюджетные средства в регионе построены три мусоросортировочных комплекса: в Петушинском, Камешковском и Муромском районах - суммарной мощностью 150 тысяч тонн в год.
В 2024-м удалось увеличить мощность мусороперегрузочной станции в областном центре с 40 тысяч до 100 тысяч тонн. В этом году должен заработать мусоросортировочный комплекс в Гусь-Хрустальном (мощность - 40 тысяч тонн), в 2027-м и 2029-м планируют ввести в эксплуатацию первую и вторую очереди комплекса "Петушки" мощностью 150 тысяч и 200 тысяч тонн соответственно. Всего в регионе ежегодно образуется около 420 тысяч тонн отходов. "Запланированные мероприятия позволят к 2030 году осуществлять обработку 100 процентов отходов и охватить раздельным сбором твердых коммунальных отходов всю территорию Владимирской области", - заверили "РГ" в правительстве региона. У РЭО, как уже говорилось, другое мнение.
Справедливости ради стоит отметить, что проблемы с проектированием полигонов и мусоросортировочных заводов есть и в областях, которые не попали в зону риска по версии РЭО. Так, в Ивановской области в 2024 году разгорелись страсти вокруг планов по захоронению отходов под Шуей. Под новый полигон нашли участок близ села Китова. Местные жители выступили резко против. В сентябре губернатор Станислав Воскресенский поручил найти другую локацию, которая не вызовет таких возражений. В декабре - подтвердил, что площадка у Китова больше не рассматривается: "Это практически пригород Шуи, и строить полигон вблизи с динамично развивающимся малым городом было бы странно".
Терсхема обращения с ТКО в Ивановской области на данный момент не содержит альтернативной площадки. Ближайшие полигоны - под Ивановом и в Палехе. Документ предусматривает, что отходы из ряда райцентров будут транспортироваться в несколько этапов: с контейнерных площадок - на перегрузочные станции, оттуда - на сортировочный завод в Иванове и, наконец, на полигоны и санкционированные свалки. Решение понятное с точки зрения экономики: строить и содержать мощности по сортировке ТКО в небольших по населению муниципалитетах не на что. С точки зрения экологии и целей реформы - есть вопросы: при перегрузке мусора используются прессы, и извлечь из полученных плотных брикетов вторсырье практически нереально. Вся надежда на раздельный сбор, который в Ивановской области, как и по стране в целом, не налажен.
В Воронеже, к примеру, в январе запустили очередной пилотный проект по разделению отходов на сухие и мокрые. Как и в предыдущие разы, власти определили ряд дворовых площадок в двух центральных районах, где установили баки разного цвета. Новацией стало то, что для вывоза ТКО из них будут принципиально использовать и разные мусоровозы. Таким образом у людей надеются выработать доверие к самой системе, которую затем распространят и на ряд других муниципалитетов. Ранее регоператор пояснял, что отходы из баков грузят в один кузов лишь потому, что граждане игнорируют цветовую индикацию - портят потенциальное вторсырье мокрыми и грязными объедками. Из общей массы на сортировочном заводе отбирают те фракции, на которые есть реальный спрос: картон, металл, основные виды пластика. Крупногабаритные отходы с содержанием дерева, например мебель, измельчают в щепу и используют в котельной на территории предприятия.
В Ивановской области развивают раздельный сбор ветоши и хлопчатобумажной одежды: вторичное хлопковое волокно идет на производство рабочих перчаток. На мусоросортировочном заводе в столице региона в 2025-2027 годах хотят создать комплекс для обработки крупногабаритных отходов. Полезные фракции предполагается выбирать вручную, а оставшуюся массу - дробить и компостировать в 10 буртах. Бурт в данном случае - это емкость 45 х 8 метров с бетонными стенками метровой высоты, накрытая мембранным материалом. Внутрь будет подаваться воздух, наружу - отводиться жидкость. Процесс компостирования по технологии займет около месяца, контролировать его поможет компьютерная программа на основе данных с датчиков кислорода, температуры и давления. Затем перепревшую массу на две недели перегрузят в другой бурт, просеют и получат техногрунт. Комплекс в Иванове сможет вырабатывать его в количестве не менее 25 тысяч тонн в год.
"Годовая мощность участка захоронения - 180 тысяч тонн, участка дробления - 16 тысяч, компостирования - 50 тысяч в год, - говорится в терсхеме. - Почвогрунт можно использовать как материал для пересыпки полигона ТКО, для озеленения, отсыпки дорог и рекультивации экологических объектов, а более крупные фракции (25-70 миллиметров) - в качестве источника для низкокалорийного RDF".
Стоимость строительства комплекса для компостирования указана в схеме в ценах трехлетней давности - минимум 926 миллионов рублей. Реализовать проект удастся только при условии поддержки из федерального бюджета.
Как отмечают наблюдатели, в терсхеме Ивановской области увеличилась остаточная мощность действующих полигонов. Это позволит продолжить эксплуатацию двух крупнейших объектов: на улице Станкостроителей в Иванове ("Чистое поле") и на прилегающей к городу территории Тейковского района ("Залесье"). Свалка "Залесье" почти беспрерывно горит и дымит. Очаги находятся в толще мусора на глубине 10-15 метров. В теплое время года отходы проливали водой из пожарных водоемов, зимой стали подвозить снег с улиц Иванова. Экскаваторы смешивают его с песком и тлеющими отходами, бульдозеры - трамбуют. В течение ближайших месяцев по поручению мэра Александра Шаботинского предстоит подготовить для "Залесья" проект современного комплекса по технологичной переработке ТКО. Пока мусор сгружают на той части свалки, которая считается безопасной.
Евгений Бажанов, министр ЖКХ Воронежской области:
- На старте реформы в сфере обращения с отходами было идеалистическое представление, что достаточно ввести некий рыночный механизм - и бизнес все реализует. Не предполагали тех усилий, которые по факту потребовались. Причем усилий не только экономического, но и юридического характера. Нормативно-правовая база, которая была сформирована ранее, позволяла недобросовестным участникам рынка не выполнять свои обязанности. При этом были введены дополнительные формальные препятствия, которые сейчас приходится отменять. И эта работа ведется на федеральном уровне.
Поясню на примере мусороперегрузочных станций. Региональный оператор везет ТКО от контейнерной площадки на сортировочный комплекс, который может находиться на расстоянии 100 километров. В таком случае по пути мусор уплотняют на специальной площадке с твердым покрытием, и оттуда его забирает более крупный мусоровоз. Так вот, расходы на выгрузку мусора из одной машины и загрузку в другую не входят в так называемую тарифную выручку. То есть регоператор или его подрядчик несет затраты, которые не компенсируются за счет тарифа. Хотя, если бы это было предусмотрено, общая величина затрат для конечных потребителей была бы меньше. И таких нюансов очень много.
Начали с 1 января 2019 года, по сути, без разбега. И это, безусловно, привело к определенным сбоям по объективным и субъективным причинам…
На днях в министерстве мы разбирали, казалось бы, мелкий вопрос: в одном из районов Воронежской области дорога от контейнерной площадки проходит вдоль дамбы пруда. В распутицу мусоровоз застревает. Местная администрация уверяет, что дорога отвечает нормативу. А регоператор спрашивает, кто будет компенсировать ему ущерб, если мусоровоз опрокинется в этот пруд. Машина стоит больше, чем ремонт дороги. Что ж, отправим комиссию, оценим, что с ней можно сделать.
Прошлой зимой в период обильных снегопадов и колебаний температуры через ноль многие дороги к сельским полигонам были в таком состоянии, что мусоровозы застревали. Вставал вопрос, кто должен чистить эти проезды, которые порой пролегают через поля. Ведь у местных администраций в приоритете уборка улиц.
Емкость затрат в рамках реформы несопоставимо выше, чем та, на которую рассчитаны тарифы. В других регионах операторы по обращению с ТКО уже начинают банкротиться. Они либо выполняют свои обязательства и не могут свести концы с концами, либо прекращают нормально работать, подпадают под штрафы и опять же уведомляют о намерениях уходить с рынка. Компании же видят, в каком финансовом состоянии они окажутся через полгода-год.
Но в целом, мне кажется, все проблемы решаемы, в том числе финансовые. Допустим, ППК "РЭО" по-прежнему готова предоставлять льготные кредиты по ставкам ниже 10 процентов, тогда как по коммерческим займам они доходят до 30.