Полгода до моря
Пока работы идут на нижних и средних палубах "плавучего отеля", но день ото дня гигант из стали и алюминия все больше обретает задуманные формы. Назван теплоход в честь Героя Труда России Николая Сергеевича Жаркова, возглавлявшего предприятие более 30 лет. Память о талантливом судостроителе и руководителе продолжит жить в названии нового корабля.
На днях в судомонтажном цехе завода состоялась установка на теплоход кормовой оконечности, которая является самой крупной частью судна. Процесс погрузки занял несколько часов. За важным технологическим этапом внимательно следили руководители проекта, главный строитель, начальники цехов, конструкторы и даже будущий капитан лайнера. "Кормовая оконечность - самая крупная часть судна. На производство данного блока рабочим необходимо от двух до трех месяцев", - подчеркнул главный строитель завода "Красное Сормово" Альберт Мелконян.
Соотношение гостей и персонала на теплоходе "Николай Жарков" соответствует мировым стандартам премиальных категорий - 2 к 1. На 176 гостей будет приходиться 97 человек обслуживающего персонала и команды.
В навигацию 2025 года новый теплоход совершит 13 рейсов. Сегодня на верфях того же предприятия строятся еще два теплохода проекта "Карелия" - "Михаил Жванецкий" и "Расул Гамзатов". Их передадут заказчику - компании "ВодоходЪ" в 2026 году. А пока все внимание - первенцу.
На лайнере предусмотрено 88 кают разных категорий, включая люксы, а также каюты для маломобильных пассажиров. Большинство кают имеет балконы. Во всех номерах предусмотрены туалетные комнаты, кондиционер, холодильник, кофемашина и другие удобства. Еду и напитки в номер заказать легко, как и получить бесплатный кофе у круглосуточной стойки.
В числе услуг кроме стандартных: ресторан-медпункт- библиотека, есть и более эксклюзивные, например, винная библиотека, тренажерный зал, спа-зона, салон красоты, два детских клуба и открытый бассейн с подогревом на солнечной палубе.
Тот факт, что стоимость подобных путешествий значительно выше среднего ценника по стране (а где "люкс" дешев?), туристов не останавливает. Для справки: цена трехдневного путешествия Москва - Тверь - Москва начинается от 122 тыс. рублей на человека, а 15-дневный тур по маршруту Москва - Кижи - Архангельск - Соловецкие острова - Умба - Москва стоит уже от 633 тысяч.
Технологии комфорта и безопасности
Признаем, что неведомая доселе философия отдыха на родных морях и реках была бы невозможна без новых технологий в отечественном судостроении. Многие из них были отработаны нижегородскими корабелами впервые в стране еще при строительстве теплохода "Мустай Карим" - первого российского круизного судна, спущенного на воду в 2019 году.
Как сообщили "РГ" в Объединенной судостроительной корпорации, проект 00480 "Карелия", по которому строятся все три новых лайнера, - полностью отечественный. В 2019 году со стапелей "Красного Сормово" был спущен круизный лайнер "Мустай Карим" (проект PV300) - первый пассажирский теплоход, построенный на отечественной верфи за последние 60 лет. Полученный опыт позволил заводу перейти на новый уровень. До этого предприятие специализировалось на грузовых кораблях. "Технологии строительства грузовых и пассажирских судов значительно разнятся, ведь построить ангар для хранения намного проще, чем многоэтажный отель с уровнем сервиса 5 звезд. А построить "плавучий отель" вдвойне сложнее, ведь объект будет находиться в постоянном движении и нужно учитывать, как при этом поведут себя внутренняя отделка, элементы декора", - поясняют в судостроительной корпорации. И тут опыт "Мустая Карима" нижегородцам здорово помог: все недоработки, "всплывшие" в ходе его эксплуатации, были учтены в проекте "Карелия".
Что касается разработчика проекта "Карелия" - КБ "Вымпел", то еще с 2010-х годов оно ведет проектирование пассажирских судов нового поколения по запросам заказчиков. В его наработках есть и лайнеры на 2 500 пассажиров, и арктические экспедиционные круизные суда.
Российские разработки
В отличие от предшественника, "Николай Жарков" будет более компактным, его вместимость почти вдвое меньше, чем у "Мустая Карима". Это позволит лайнеру проходить на участках с ограничениями судоходства, например, по Беломорско-Балтийскому каналу, где более узкие и короткие, чем на Волге, шлюзы. Он сможет возить туристов на Соловецкие острова.
Новый теплоход должен одинаково легко проходить по неглубоким речным участкам и под городскими мостами, а значит, его осадка, как и высота над водой, должна подстраиваться под конкретные судоходные условия. Как удалось этого достичь?
Как поясняют специалисты ОСК, осадка нового круизера составляет стандартные для четырехпалубников 2,9 метра. Эти параметры жестко ограничены глубинами на маршрутах движения, и в первую очередь на Городецком шлюзе по Волге. Чтобы соблюсти эти параметры для большего судна, его конструкцию облегчили: корпус будет стальной, а надстройка - алюминиевая.
На новом теплоходе предусмотрены полноповоротные винторулевые колонки и в носу подруливающее устройство. Такая конфигурация необходима для того, чтобы повысить маневренность судна при прохождении сложных участков.
Другой стороной проблемы является надводный габарит в 13,3 метра от воды в канале им. Москвы. Чтобы пройти здесь под мостами, судно будет принимать забортную воду в специальные цистерны, увеличивая осадку до 3,3 метра.
И еще один плюс - теплоход сможет проходить даже битый лед толщиной до 30 сантиметров, что расширяет географию его эксплуатации и сроки навигации от ранней весны до поздней осени. Первый круиз нового лайнера пройдет по "Поморскому кольцу". Судно отправится из Москвы в Белое море с заходами в Архангельск, на Соловецкий архипелаг и в Умбу. Второй круиз запланирован из Москвы по Черному и Азовскому морям. Третий - с заходом в Каспийское море и посещением Махачкалы и Дербента.
Отель "пять звезд"
На четырех палубах на борту "Николая Жаркова", как обещает компания "ВодоходЪ", для удобства гостей будут оптимально разделены общественные пространства и "спальные" зоны с каютами. Современный лаконичный дизайн помещений, светлые атриумы с мягкой зоной, лифт, плавные лестницы подарят пассажирам ощущение комфорта и простора.
870 кв. м прогулочной палубы с открытым подогреваемым бассейном, барной стойкой 360. и мягкой зоной позволят гостям с комфортом принимать солнечные ванны, наслаждаться речными пейзажами или участвовать в интерактивных мероприятиях.
В СПА-зоне на борту теплохода кроме финской сауны гостей ждет новинка - фермерская парная. Еще одним преимуществом в дизайн-проекте новых теплоходов будет наличие веранды в ресторане и баре на шлюпочной палубе. Гости смогут наслаждаться гастрономическими вкусами и барной картой не только в основном зале, но и на свежем воздухе в зоне открытой палубы.
Справка "РГ"
Круизное судно "Николай Жарков" класса "река-море" проекта 00840 разработано конструкторским бюро "Вымпел" (входит в ОСК). Это стальное самоходное судно с двумя поворотными винторулевыми колонками, с вертикальным форштевнем и транцевой кормовой оконечностью, с избыточным надводным бортом, с развитой четырехъярусной надстройкой, с носовым расположением рулевой рубки, с машинным отделением в кормовой части.