- Просто они не развалились, - коротко пояснила журналистам, присутствовавшим в суде, представитель ответчиков Ольга Паутова.
- Танкер "Прикамье"? А разве мы сейчас слушаем дело не по "Волгонефти"? Нет? Ну хорошо, - судья в начале заседания запуталась в названиях судов, которые фигурируют в административных делах по искам Новороссийской транспортной прокуратуры.
Дела слушаются в режиме нон-стоп, танкер "Прикамье" сменяет "Волгонефть-109", потом "Волгонефть-239". Название последнего на слуху, он разломился пополам, носовая часть затонула, а кормовая сегодня распиливается у мыса Панагия в Краснодарском крае.
Компаниям "Волгатранснефть" и "Кама шиппинг" по всем делам вменяется одна и та же ч. 2 ст. 1443 КОАП РФ (нарушение требований технических регламентов). Она предусматривает для юридических лиц штраф от 300 до 600 тысяч рублей с конфискацией "предметов административного правонарушения" (то есть судов) либо без таковой. Таким образом, компании могут лишиться части своего флота.
Ольга Паутова ходатайствовала, чтобы все дела были объединены в одно, дабы не затягивать их рассмотрение. Однако суд ей в этом отказал.
По словам заместителя новороссийского транспортного прокурора Романа Ковальчука, судовладельцы нарушили требования технических регламентов, в результате чего создана угроза причинения вреда жизни гражданам, окружающей среде и животному миру.
Так, например, судно "Прикамье", согласно квалификационным документам, могло находиться на внешнем рейде порта Кавказ только до 20 ноября, однако оно задержалось на более длительный срок. Напомним, гибель танкеров "Волгонефть-239" и "Волгонефть-212" произошла 15 декабря.
- Судно находилось в разрешенных районах плавания, но за пределами сезона плавания. "Прикамье" 27 октября стало на якорь в Азовском море в ожидании прохода через Керченский пролив. Таким образом, у судна был месяц на то, чтобы выгрузиться и вернуться к месту стоянки. Судовладелец не мог предполагать, что выгрузка может затянуться на такой долгий срок, - пояснила в суде представитель ответчиков.
По ее словам, 13 ноября "Прикамье" получило вызов от судна-накопителя на выгрузку. И уже после прохода по Керченскому проливу, который состоялся 14 ноября, судно-накопитель сообщило, что не может принять груз.
- Оставалось шесть дней до 20 ноября. Возникает вопрос: зачем было подвергать такой опасности судно и членов экипажа? Ссылаться на то, что корабль не выгружали, некорректно. Наверное, компания неправильно спланировала вывоз нефтепродуктов, - настаивал Роман Ковальчук.
По мнению Ольги Паутовой, шесть дней - более чем достаточный срок для разгрузки и возвращения в Азовское море.
- Разгрузка занимает всего несколько часов. Однако в это время в данном месте находились около 50 судов, они переходили Керченский пролив караваном. И как раз тот факт, что суда длительное время не выгружали, привел к нарушению. При этом "Кама шиппинг" еще до истечения срока действия разрешительных документов начало предпринимать действия, чтобы продлить их.
Заместитель прокурора с доводами представителя ответчика не согласился. По его мнению, получение документов, продлевающих срок нахождения "Прикамья" в Черном море, - это уже ЧП.
Аналогичные заявления в суде делались и по поводу других танкеров. За исключением потерпевшего крушение судна "Волгонефть-239", это дело 6 февраля слушалось последним. Представитель "Волгатранснефти" ходатайствовала об отложении рассмотрения дела.
- Поскольку судно потерпело крушение, по данному факту сейчас ведет проверку Ространснадзор. Решение надзорного ведомства будет иметь значение и в рамках административного дела. В связи с этим просим суд либо приостановить рассмотрение до появления акта расследования аварийного случая, либо отложить, - обратилась Ольга Паутова к суду.
Она также уточнила, что появление соответствующего документа ожидается в середине марта. Однако суд ходатайство отклонил. Как, впрочем, отказал он ответчикам и в запросе записи переговоров капитанов танкеров со службой управления движения судов.
- Мы полагаем, что крушение произошло не из-за того, что судно было неисправно или из-за неправильных действий капитана, а потому, в первую очередь, что нас не пустили в убежище. Служба управления движения судов потребовала бросить якорь в конкретных координатах. Суд отказал нам в запросе переговоров. Возможно, их запись будет рассмотрена в рамках уголовного дела, - сообщила Ольга Паутова журналистам.
Судебное разбирательство по затонувшему танкеру "Волгонефть-239" намечено на 13 февраля. Рассмотрение дел в отношении других судов также продолжается.
Танкер "Волгонефть-239", который сел на мель в районе мыса Панагия, порежут на металлолом