Они сообщили изданию, что сейчас разрабатываются изменения в законодательстве, которые позволят задерживать суда за потенциальный ущерб, которые они могут нанести окружающей среде и подводной критически важной инфраструктуре (связи, передачи электроэнергии, транспортировки газа итд). Определять опасные суда собираются по страховке. Будет сформирован список "надежных страховщиков", все суда, застрахованные в других компаниях, можно будет задерживать под соусом "борьбы с пиратством".
Понятно, что между "рассматривают" и "приняли" очень большая пропасть, но риск таких действий ЕС против судов с нашей нефтью в Балтийском море, особенно, в момент прохождения ими Датских проливов (выход в Северное море), стал абсолютно реальным.
Как отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, у нас нет альтернатив этому маршруту. Более половины морского экспорта сырой нефти РФ приходит через Датские проливы. Перенаправить эти объемы некуда. Увеличить нагрузку на порты Арктики или Новороссийск невозможно. Не говоря уже о том, что потребуется строительство новых нефтепроводов, а такой вопрос быстро не решается.
Россия планирует увеличение мощностей перевалки нефти на черноморском направлении, но здесь существует ограничение в виде пропускной способности турецких проливов, уточняет доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов. К тому же здесь возникает зависимость от "политических настроений" Анкары, которая может использовать тот же самый экологический аргумент для ограничения движения танкеров с российской нефтью. А поставки на Дальний Восток зависят от пропускной способности трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан".
Кроме того, как замечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, перенаправление с Балтики на другие порты даже части экспорта существенно увеличит логистические издержки и сократит прибыль нефтяников.
По мнению Симонова, для нас есть серьезная угроза. Начнут, вернее, уже начали, с судов, которые ходят под флагами третьих стран. И мы ошибаемся, когда не реагируем на эти задержания. Можно сказать, что сейчас ЕС проводит тесты, задерживая суда с нашей нефтью, ходящие под флагами наиболее политически слабых государств. Начали с танкера Eagle S, зарегистрированном на островах Кука, который обвинили в повреждении электрического кабеля Estlink 2 между Финляндией и Эстонией. Сейчас в Дании создана группа юристов, которые как раз занимаются изучением международного морского права, чтобы найти зацепки, по каким причинам можно останавливать торговые суда. Если почитать Конвенцию по морскому праву 1982 года, она оставляет не так много возможностей для задержания танкеров. Зацепок, по большому счету, только две - экология и подозрения в шпионаже, уточняет эксперт.
По мнению Андрианова, в первую очередь под удар попадут суда, идущие под нейтральными флагами. Насколько известно, "серый" флот танкеров (впрочем, как и большинство любых судов, плавающих в международных водах) использует флаги третьих стран. К тому же в этом случае России было бы сложнее защитить эти суда как в силовом, так и в юридическом отношении. Но если такие меры будут предприняты, то европейские суды будут завалены исками - причем не со стороны России, а со стороны компаний, зарегистрированных в третьих странах, и являющихся судовладельцами. Если в Европе остались хотя бы крупицы нормальной юридической системы, действие подобных ограничений будет отменено судами, считает эксперт.
С точки зрения Чернова, в своих собственных водах страны ЕС могут легко задерживать любые суда, как российские, так и третьих стран, никакого труда для них это не составит, поскольку они смогут привлекать к этому компетентные органы, в том числе военных. Россия, наверняка, постарается как-то ответить на такие действия.
Андрианов отмечает, что на аналогичных основаниях Россия могла бы досматривать любые европейские суда подозревая их, к примеру, в соблюдении режима антироссийских санкций, что противоречит российскому законодательству.
Но в нашей экономической зоне проходит не так уж много судов недружественных стран, чтобы мы могли серьезно ответить на враждебные действия ЕС. Поэтому Симонов считает, что реагировать на задержания судов с нашей нефтью и нефтепродуктами, даже если они шли под флагами третьих стран, мы должны уже сейчас. Уже есть нарушение Конвенции морского права о статусе Датских проливов, и мы должны четко обозначить свою позицию, заявить о ней, а не молчать или "выражать обеспокоенность". Нужны жесткие заявления наших чиновников на международном уровне, нужны ответные шаги - они создали комиссию, занимающуюся трактованием морского права в интересах ЕС, давайте мы создадим комиссию, расследующую задержания судов в Балтийском море в нарушение всех норм морского права. Без ответных шагов давление на нас будет только возрастать, считает эксперт.
В качестве предлогов для задержания российских судов могут выступать угроза нанесения ущерба окружающей среде или же повреждения подводных кабелей, говорит Андрианов. То есть формулировки более чем размыты и допускают очень гибкую трактовку. Мы уже видели ряд скандалов, связанных с обвинениями в разрыве интернет-кабелей, пролегающих по дну Балтики, и могли убедиться, что в этом при желании можно обвинить кого угодно. А задержание за еще ненанесенный, но гипотетический ущерб - это вообще верх казуистики, негодует эксперт.