Как пояснили в ведомстве, все анонимно - идентификатором выступает только номер автомобиля, который вместе с другими сведениями о транспортном средстве должен быть указан на портале "Госуслуги". При этом фамилия, имя, отчество и другие данные никуда не передаются. В то же время в сообщении отправителя обязательно указывается геопозиция, чтобы водитель мог понять, точно ли речь идет про его автомобиль, прежде чем выходить на связь.
Сообщения можно отправлять и получать как в основном приложении госуслуг, так и в приложении "Госуслуги.Авто", разработанном для автомобилистов.
Мы в "Российской газете" незамедлительно протестировали сервис.
Для начала надо зайти на сайт госуслуг, затем - в раздел "Услуги", там выбрать рубрику "транспорт, права". После этого выбрать "Сообщение автовладельцу".
Однако для начала надо понять, как это работает. Что ценно, чат доступен не только автомобилистам, написать водителю может и пешеход, если машина припаркована на тротуаре, или иным образом мешает проходу, или, например, в ночи будит весь дом неисправной сигнализацией.
После введения номера автомобиля портал предлагает одно из типовых уведомлений: "блокирует проезд", "произошло ДТП", "эвакуируют", "срабатывает сигнализация", "включены фары", "открыто окно" и "спущено колесо".
После отправки сообщения открывается чат, который, как указано, будет автоматически удален через 24 часа. В нем представлена геолокация отправителя на Яндекс.Картах.
В чате есть набор шаблонных ответов: "приду через 5/10 минут", "отправить номер телефона", "уже выхожу" и "я не собственник". Если необходимо развернутое общение, участники диалога могут отправить свои номера телефонов для оперативной связи. Отправить можно только тот номер, что указан в учетной записи, никаких форм для отправки произвольного номера или сообщения нет.
Очень важно, что сообщения шаблонные, жестко тематические, так что отправить залихватское "эй, красивая, давай прокатимся" точно не получится. Идеям использовать "Госуслуги" в качестве сервиса знакомств вновь не суждено реализоваться.
Начать чат по одной машине можно не чаще чем раз в сутки. Всего доступно для отправки не больше пяти сообщений в день. Отключить чаты можно в любой момент. Это существенно сокращает возможности для злоупотреблений.
Личный опыт обозревателя "РГ" показывает, что сервис может стать хорошей альтернативой привычным карточкам с номерами телефонов, которые добросовестные водители оставляют в автомобиле, если полагают, что тот может помешать. И станет спасением, например, в случаях ДТП с припаркованным автомобилем, водитель которого может быть весь день на работе, или еще хуже - уехать в командировку или в отпуск. Если раньше достучаться до водителя могли только инспектора ГИБДД, установив контакты по базам автовладельцев, или же приходилось использовать сомнительные сервисы в том же Telegram, которые не столько давали информацию, сколько собирали ее, то теперь это можно сделать официально. Причем велика вероятность, что PUSH-уведомление от "Госуслуг" не останется незамеченным.
Другой вопрос, что далеко не все автовладельцы подключены к "Госуслугам". Более того, не все на подобные сообщения реагируют, тем более вовремя. Многие пользователи не устанавливают приложение и заходят на "Госуслуги" с помощью компьютера раз в неделю, а то и в месяц, чтобы посмотреть очередной счет или заполнить заявление на те или иные услуги. В общем, есть вопросы к функциональности. Есть и автовладельцы, которые не добавляют свои автомобили или все данные о них на "Госуслуги". Их такая возможность может простимулировать расширить свое присутствие на платформе.
Как считает автоэксперт Григорий Шухман, идея хорошая, специалисты ее протестировали. Главное, чтобы телефон у собственника автомобиля был под рукой, а также с соответствующим программным обеспечением.
Есть и еще одна проблема. Не всегда владелец машины - ее собственник. Сегодня таких случаев все меньше, но они есть. Это может быть кто-то, управляющий ей по доверенности. А сообщения тем временем будут приходить тому человеку, который записан в паспорте транспортного средства как собственник. Изменить эту ситуацию несложно. Но не все хотят. Кроме того, довольно странно выглядит возможность отправить сообщение один раз в 24 часа. С одной стороны, это предохраняет собственника машины от спама или от использование сервиса в неблаговидных целях. Но, с другой стороны, непонятно, что делать автомобилисту, которому перегородили дорогу. Если ему надо срочно уехать, а поперек проезда стоит машина. Он пишет в чат. Ответа не получает. Это действительно возможно, если пользователь, например, случайно смахнул уведомление. Второй раз в чат он написать не может, пока не пройдут сутки. Но зато можно отправить номер телефона для связи, это будет второе сообщение, которое вполне возможно, увидят. В любом случае - дополнительная возможность это лучше, чем ничего.
Как считает автоэксперт Игорь Моржаретто, неизвестно пока, насколько все это будет работать. Не вполне понятно и как это будет работать и будет ли работать в случае с автомобилями, зарегистрированными на юрлица. И будет ли такая функциональность, пусть и опосредованно, доступна для тех, кто пользуется каршерингами. Но радует акцент на безопасности, что бывает не всегда. Ведь любая новация, которая не ведет к раскрытию персональных данных, - это по сегодняшним меркам уже хорошо. Кроме того, появляется некая возможность сообщить ближнему о неприятностях, например в случае с эвакуацией машины соседа, коллеги или просто бедолаги, не заметившего знак.
В то же время, отмечают эксперты, некие возможности для нехороших людей появляются тоже. Например, специалист по противоугонным системам когда-то объяснял корреспонденту "РГ" : "Если завыла сирена - вызывай полицию. Не надо бежать разбираться самому. Угонщики этого и ждут. Прибежал с ключами. Дали по голове. Ключи забрали, машину завели и уехали. Все".
Маловероятно, что кто-то будет всерьез использовать учетную запись "Госуслуг" со всей информацией о себе для преступлений. Хотя бывает всякое. Но вполне могут появиться желающие использовать чужие аккаунты - например, взломанные. И сообщения с таких аккаунтов теоретически могут использовать для того, чтобы выманить водителя из дома с целью вскрыть его машину без шума и пыли. Ведь в машинах бывают свои секреты. О которых знает только автовладелец. Так что пользоваться сервисом нужно, но с оглядкой на здравый смысл.