В 2024 году в российских магазинах появилось почти 12 тысяч новых брендов

В 2024 году в российских магазинах появилось почти 12 тысяч новых брендов

В 2024 году ассортимент товаров повседневного спроса прирос примерно на 13%. Правда, 16% новинок, запустившихся в 2023 году, уже исчезли из магазинов. Теперь производители, подстраиваясь под потребителя, стали сосредотачиваться не на количестве, а на качестве новых товаров, отмечают эксперты.

Максим Богодвид / РИА Новости

В начале 2025 года в ходе визита в Россию вице-спикер парламента Словакии Андрей Данко посетил один из московских супермаркетов и, ошеломленный ассортиментом товаров, опубликовал видеорепортаж на своей странице в соцсетях.

"Любимые мои, тут, наверное, шесть метров полок! Смотрите, тут, не знаю, 50 видов масла... А здесь, наверное, наибольший выбор творожков, который видел в своей жизни", - удивлялся Данко.

Всего на полки магазинов в прошлом году было выпущено 11912 новых брендов (в 2024 году, включая выходы существующих игроков в новые сегменты), подсчитали в исследовательской компании "Нильсен". Сейчас в рознице продаются немыслимые почти 500 тыс. SKU (товарных единиц).

При этом если два года назад в числе основных категорий, в которых запускались новинки, были четыре продовольственные категории, сейчас из них в топе остались только две - кондитерские изделия и алкогольные напитки, рассказала коммерческий директор "Нильсен" Светлана Боброва. Когда на рынке происходят изменения, потребителю нужно заесть и запить стресс или, наоборот, отметить какие-то радостные события, поясняет она. Но с прошлого года количество категорий, которые вносят самый значительный вклад в число новых брендов, стало расти, к ним добавились непродовольственные категории. В топ-10 индустрий по доле новинок сразу половина относится к непродовольственному сектору: товары для ухода за телом и волосами, средства для дома, уходовая косметика и товары для стирки.

Правда, немало брендов, не успев освоиться на рынке, уходят с него. В прошлом году 16% из брендов, которые появились на полки в 2023 году, уже перестали продаваться. В этом нет ничего экстраординарного - такая же ротация происходила и в 2023 году, отмечает Боброва. Однако, по мнению ведущего аналитика исследовательской компании NTech Екатерины Назаренко, 80% ассортимента на самом деле не интересно покупателю. И удаление этих товаров с полок не окажет значительного влияния на продажи, поскольку они лишь создают иллюзию выбора.

Рынок брендов в товарах повседневного спроса прошел стадию первичного насыщения в период большой ротации в 2022-м и 2023-м годах. В минувшем году темпы запуска новинок начали замедляться, особенно в сравнении с высокой базой предыдущих двух лет, комментирует председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.

"От количественного развития брендов компании перешли к качественному, мы видим это и на примере запуска новых собственных торговых марок (СТМ) торговых сетей. Потребительский сектор находится на новом витке развития конкуренции, появляется много новых производителей, поэтому логично, что не все торговые марки выдерживают испытания рынком и кто-то уходит", - говорит он.

По оценке Караваева, в крупных торговых сетях наибольшее количество новинок появилось в таких категориях, как кондитерские изделия, снеки, ультрафреш, готовая еда, бытовая химия. Также расширился ассортимент вина и слабоалкогольных напитков. Новые линейки продуктов были выпущены в категории замороженных товаров: десерты, картофель фри, мясные полуфабрикаты, а также замороженные овощные и ягодные смеси. Также было представлено несколько десятков новинок в категории молочных и кисломолочных продуктов.

В связи с трендом на здоровый образ жизни и растущим интересом к полезным продуктам ритейлеры значительно расширили категорию ЗОЖ. Среди новинок - продукты без сахара и лактозы, суперфуды, полезные снеки, орехи, десерты с пониженным содержанием сахара, охлажденные фруктовые соки, смузи, пюре, квас.

Рост числа новинок в категории кондитерских изделий частично был стимулирован подорожанием какао. Из-за неурожая в прошлом году какао-бобы подорожали более чем в два раза. На фоне увеличения стоимости шоколадных плиток производители начали выпускать новые бюджетные линейки продуктов с большим количеством начинки, такие как батончики, вафли и суфле. Это способствовало общему росту числа брендов в этой категории, поясняет эксперт.

"Масштабная ротация торговых марок повысила общий интерес покупателей к новым продуктам, особенно российским товарам. Потребители лояльны к новинкам: если раньше среди прочих равных покупатель делал выбор в пользу известного бренда, то сейчас на решение о покупке больше влияет фактор цены и качества", - отмечает Караваев.

События года 2024
Следующий материалКак планируется изменить платный набор в университеты