"Ранее судебные издержки, возникавшие в процессе банкротства, покрывались преимущественно за счет конкурсной массы без учета их влияния на возможности удовлетворения требований кредиторов", - пояснил председатель Комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов (КПРФ). При этом, как пояснил, депутат значительная часть конкурсной массы расходовалась на оплату услуг юристов, привлеченных для ведения многочисленных споров, а сами кредиторы оставались без шансов на возврат своих средств. "Особенно проблематично это было в делах, где должник обладал минимальными активами, - добавил он, - а кредиторские требования превышали реальную стоимость конкурсной массы".
После принятия нового закона судебные расходы по обособленным спорам теперь будут удовлетворяться только в пятую очередь. Это, по словам депутата, снижает вероятность их преимущественного удовлетворения в ущерб другим требованиям. При этом кредиторам придется доказывать, что они не влияли на действия должника, а если влияние было - их требования о возмещении расходов будут рассматриваться в иной, менее приоритетной очередности.
"Кроме того, вводится механизм контроля размера судебных издержек. Арбитражный суд теперь вправе ограничить их удовлетворение, если они окажутся непропорционально большими по отношению к конкурсной массе," - рассказал Гаврилов. Он привел пример: если размер заявленных расходов превышает четверть оплаты услуг привлеченных конкурсным управляющим специалистов, то сумма сверх этого предела будет удовлетворяться в очередности требований кредиторов, а не за счет приоритетных выплат. "Это нововведение направлено на предотвращение ситуаций, когда часть конкурсной массы уходит на многомиллионные судебные процессы вместо удовлетворения требований кредиторов", - заявил депутат.
Отдельное внимание уделено вопросам злоупотребления процессуальными правами. "В прошлом нередко возникали случаи, когда участники споров намеренно затягивали процессы, подавая необоснованные возражения, оспаривая каждое решение, либо создавая искусственные конфликты с другими кредиторами, чтобы получить компенсацию за судебные издержки за счет конкурсной массы, - отметил Гаврилов. - Теперь, если суд установит факт злоупотребления, он сможет возложить судебные расходы не на должника, а непосредственно на лицо, чьи действия привели к этим затратам. Это может быть как арбитражный управляющий, так и кредитор, чьи возражения признаны явно необоснованными".
Еще одно важное изменение касается ситуации, когда должник проигрывает судебный процесс. "Раньше расходы по таким делам, как правило, включались в конкурсную массу, что означало, что в конечном итоге за эти издержки платили кредиторы. Теперь же суд сможет взыскать их с конкретного лица, виновного в доведении дела до судебных разбирательств, если оно нарушало процессуальные нормы или злоупотребляло правами", - рассказал Гаврилов.
Также законопроект вводит исключительные случаи, в которых суд может полностью отказать в удовлетворении требований о возмещении судебных расходов. Это, по словам главы комитета, касается ситуаций, когда затраты заявлены явно с целью злоупотребления, либо если их компенсация нанесет ущерб интересам других кредиторов. Например, если юридическое лицо, контролирующее должника, пытается компенсировать свои расходы за счет конкурсной массы, суд может отказать ему в удовлетворении требований.
В целом новый закон, по cловам парламентария, призван изменить саму логику распределения затрат на такие судебные дела, также вводятся ограничения, призванные пресечь злоупотребления и избежать ситуаций, при которых недобросовестные участники споров могут использовать судебные издержки как инструмент давления или извлечения выгоды.
Фактически эти изменения, по оценке Гаврилова, трансформируют саму структуру судебных расходов в делах о банкротстве. Теперь суды получают дополнительные инструменты для ограничения необоснованных расходов и перераспределения конкурсной массы в пользу добросовестных кредиторов, а не юридических фирм, специализирующихся на дорогостоящих процессах. Кроме того, новые правила снижают риск того, что контролирующие должника лица будут использовать судебные механизмы для извлечения выгоды за счет активов банкрота.