Теперь министерство образования страны бьет тревогу в связи с резким падением числа поступающих в педагогические вузы. Более того, 58 процентов студентов из числа потенциальных учителей бросают занятия и начинают искать варианты получения диплома по другим специальностям. Сложившаяся ситуация вынуждает тех преподавателей, кто остается работать в школах, вести сразу несколько учебных дисциплин. В Сан-Паулу, например, две трети уроков физики и половину уроков социологии ведут учителя, не имеющие специального образования в этой области.
Несоразмерная учебная нагрузка становится основной причиной, по которой, согласно свежему исследованию, 75 процентов местных преподавателей согласны с внедрением технологий искусственного интеллекта в их каждодневную работу. По их мнению, такие инструменты можно и нужно применять для составления индивидуальных профилей учащихся (оценки, посещаемость, отзывы учителей, поведение), персонализации обучения (выявление сильных и слабых сторон школьников), финансового менеджмента учебного заведения, а также для оптимизации школьного расписания.
Власти отдельных штатов уже активно реализуют инновационные проекты. Так, в штате Пиауи обучение работе с нейросетями недавно стало обязательной дисциплиной в местных школах, а более 800 преподавателей успешно прошли дополнительную подготовку по этой теме в 2024 году.
Но по большей части подобные новшества остаются редкими исключениями в общей картине образовательной системы Бразилии из-за неудовлетворительного технического оснащения школ. Как говорят учителя, только в половине из них имеются компьютеры с выходом в интернет. "Высокие первоначальные затраты и необходимость постоянного обучения преподавателей еще больше усложняют ситуацию, особенно для государственных школ", - подчеркивает Рейньер Фрейтас, глава сообщества учителей Educaçao Inovadora da Amazonia, занимающегося продвижением новых образовательных технологий в латиноамериканской стране.