В музее-заповеднике "Куликово поле" восстанавливают экспонаты под микроскопом

Полотенце, которому пара сотен лет, - ткань льняная, посеченная, в ней дырочка круглая, края кромок обмахрены. Ловкие руки аккуратно по ниточке раскладывают эти махрушечки - ни одну нельзя обрезать, - а потом еще и зашивают тонкой, как волосочек, шелковой нитью. И вот предмет на экспозиции, будто и не было этих сотен лет и той дырочки. А работу мастера можно увидеть только под микроскопом.
Сейчас Наталия Ченцова - единственный художник-реставратор по ткани в музее-заповеднике.
Сейчас Наталия Ченцова - единственный художник-реставратор по ткани в музее-заповеднике. / Александра Шулепова

Специалист по рушникам

Реставратор по ткани - профессия довольно редкая. В музее-заповеднике "Куликово поле" на данный момент всего один такой специалист - Наталия Ченцова. В конце прошлого года она успешно прошла аттестацию в Министерстве культуры РФ и получила специальность художника-реставратора третьей категории.

- Художника - реставратора предметов из ткани музей-заповедник "Куликово поле" ждал давно, ведь в его фондах хранится свыше трех тысяч историко-бытовых предметов конца XIX - начала XX века, включая рубахи, паневы, рушники, пояса. На большинстве изделий есть разрывы и утраты по поверхности, деформации, поэтому нашему новому специалисту работы хватит надолго, - поделилась главный хранитель Государственного музея-заповедника "Куликово поле" Татьяна Наумова.

Наталия Ченцова по образованию художник по вышивке: в 1996 году окончила Тульский колледж культуры, где изучала все виды ручной вышивки. Их очень много, а еще есть особенности локальной вышивки - схожие по технике исполнения. Наталия даже не решается назвать точную цифру вышивальных видов и подвидов - по ее словам, речь идет о десятках, а то и сотнях.

Коллекция к Олимпиаде

- Любовь к ниточкам возникла в детстве. Еще до школы бабушка учила и вязать, и шить. Даже погладить, посмотреть разные ниточки - уже удовольствие. Это было мое увлечение. Я просила научить не потому, что девочка должна, а потому, что девочке хочется, девочке интересно, - рассказывает реставратор.

Любовь к рукоделию продолжилась в школе. После уроков Наталия ходила в кружок вязания. Ей все время хотелось совершенствоваться: не просто делать большие и сложные вещи, а доводить до идеального исполнения работу. Вспоминает, как по 10 раз перевязывала салфетку - чтобы без единой ошибочки было. По окончании колледжа культуры художник по вышивке начала работать в Доме народного творчества. Там познакомилась с будущим мужем, и дальше они шли по жизни вместе. Вместе шили костюмы для известного фольклорного ансамбля "Услада", где он тогда работал.

- Много чего отшили. Интересна коллекция к Олимпиаде в Сочи, где они выступали, - с явным удовольствием вспоминает мастерица начало своего увлечения народным костюмом.

Потом преподавала дисциплину "Костюм" в колледже. Затем увлеклась ткачеством - на бердышке, на дощечках, на ткацком стане. Везде разные приемы, и эти же технологии используются в шитье, в изготовлении костюма. Наталия Ченцова вела две областные школы - по ткачеству и по народному костюму.

- Там мы изучали тульский костюм и пытались реконструировать его. Обучала женщин, приезжавших со всей области, всем техникам и технологиям, по которым шьется костюм, с подробным описанием и выкройками. Учила, как снимать эти самые выкройки, какие там шовчики и вышивки используются, какое ткачество, - поясняет Наталия. - В преподавании мне пригодились все мои навыки и умения, чтобы разобраться, что там накручено-наверчено: какая вышивка здесь, какая строчка там, как она называется. Словом, надо было разложить полностью всю технологию.

Позже Наталия вслед за мужем пришла в музей - работать реставратором. "Получается, что занимаешься тем же самым, но с другой стороны", - с улыбкой заключает мастерица.

Исторические ошибки

Реставрация начинается с изучения предмета: вот принесли полотенце - и надо определить даже не столько для чего оно использовалось, сколько из чего оно сделано. Например, течет ли краситель, который использовали в нитях вышивки. По словам Наталии, это очень важно, поскольку от этого зависит методика реставрации, а она у каждого красителя своя. К тому же, используя слишком агрессивную химию, можно вообще потерять предмет - пусть лучше пятнышки останутся. Потом выбирают способ очистки. Здесь тоже свои методики в зависимости от того, какое полотно. Очищают, и только потом начинается работа с сечениями и утратами. Есть ли кружево на полотенце, какое оно - вязанное крючком или еще как. Опять же нужно ли этот фрагмент воспроизвести или надо зашить, чтобы было незаметно.

- Я должна максимально повторить ту же технику, что была у мастерицы, - поясняет реставратор.

- Ошибки повторяете? - не могу удержаться.

- Сколько через мои руки прошло костюмов, - вздыхает мастер. - Да, там есть ошибки. И даже в композиции. Это же не так, как сейчас производство. Например, не хватило места - она решила уменьшить какую-то часть рисунка, фразы. Это и ценно. Всегда поражало, как они ухитрялись руками отшить всю эту одежду. Сколько сил, терпения… А если учесть, что и нитки изготавливали сами… Шерсть нужно вычесать, потом спрясть ниточку. Она может быть совсем тонкой. Изготовление льняной нити тоже дело небыстрое. В Тульской губернии были распространены конопля и конопляные ткани. Позже хлопок привозной, шелковая нить, конечно, привозная. Только представьте, каким сложным процессом раньше было изготовление костюма. Ведь в магазине ниточку не купишь. В ткачестве очень много нюансов. Так что заняты были постоянно. Да еще и при лучине.

- Что самое древнее довелось реставрировать? Может, что-то новое от предков узнали, какую-нибудь вышивку, например?

- Самое старое, что восстанавливала, - костюмы, головные уборы XIX века. Конечно, музейная реставрация - это другие методики. Я и раньше занималась восстановлением костюмов, но они должны были быть носибильными. Например, артисты выступали в подлинных костюмах, в них были утраты, надо было исправить. Но музейная реставрация сильно отличается: здесь же предмет никто не будет носить, разве манекен, так что совсем другие методики. В технологии вышивки, ткачества ничего нового для себя не узнала: и 100, и 200 лет назад ручками делали все примерно так же. С развитием техники появились новые виды вышивки, новые плетения в ткачестве. Сейчас ручная вышивка, в том числе и крест, заменяется машинной. Но она другая. Пусть будет.

Филигрань - это тоже ниточки

"Археологической тканью пока не занимаюсь, тут нужен очень большой опыт и много еще чего надо изучить, - заметила Наталия Ченцова, рассуждая о сложностях реставрации. - И там ошибиться нельзя: ты можешь все потерять. Там и химию надо знать. Сейчас вот увлеклась металлом. Занималась росписью и резьбой по дереву. Мне всегда было все интересно, может, поэтому изучила так много технологий".

Моя собеседница не только в очках, но и с лупой на голове, как доктор. На столе мощный микроскоп, под ним - изящные украшения. Это вам не так просто - белошвейка. Наталия говорит, что с такой тонкой работой только в реставрации столкнулась. Сейчас она - единственный в музее человек, который работает с тканями.