Документ устанавливает особый порядок проведения Государственной итоговой аттестации (ГИА) в девятом классе. В нынешнем году пилотный проект охватит Москву, Санкт-Петербург, Ростовскую и Тюменскую области, Северную Осетию - Аланию. Однако данный список может быть расширен в рамках рассмотрения проекта во втором чтении. Дело в том, что Госдума получает много обращений от других регионов, уточнил председатель Госдумы Вячеслав Володин. По его оценке, в перечень могут добавить "те регионы, которые обоснуют необходимость своего участия".
Если эксперимент окажется удачным, правила распространят на всю страну, уточнил спикер.
Действующий порядок ГИА предусматривает, что для получения документа об основном общем образовании (аттестата) необходимо сдать экзамены не менее, чем по четырем предметам. Это "русский язык" и "математика", плюс обычно две дисциплины по выбору. По результатам всех испытаний нужно получить оценку не ниже "удовлетворительно". Законопроект в рамках эксперимента оставляет только два обязательных предмета. Однако это касается только тех, кто не идет в десятый класс. Получается, будущему выпускнику предстоит заранее обдумать свои образовательные перспективы - продолжить обучение в школе и поступать в вуз, либо после девятого класса пойти обучаться на рабочую специальность. Это объяснила председатель Комитета ГД по просвещению Ирина Белых (ЕР). По ее словам, для тех девятиклассников, которые не пойдут в техникумы и колледжи, прежние правила остаются: нужно будет сдать два обязательных предмета и не менее двух на выбор. Зато ребятам, выбравших среднее профессиональное образование, станет проще поступать, объяснила она.
Действующая система, как правило, предполагает подготовку учеников к экзаменам по четырем предметам - и "зачастую это происходит в ущерб получению знаний по всем остальным дисциплинам", пояснил председатель Госдумы. При этом Володин добавил, что тех, кто добросовестно изучает всю школьную программу, надо поощрять.
Смысл в том, чтобы упростить процедуру получения образования для тех ребят, которые в девятом классе решили связать свою судьбу с рабочими специальностями, заявила зампред Госдумы Виктория Абрамченко (ЕР). Она обратила внимание и еще на одну норму из проекта: регионы своими нормативными актами смогут установить минимальный балл для успешного прохождения этой итоговой аттестации в девятом классе, добавила она. Рособрнадзор будет давать рекомендации на этот счет.
Почему это важно? Задачу подготовить кадры по приоритетным для страны специальностям поставил президент РФ Владимир Путин 6 февраля на заседании Совета по науке и образованию, напомнила Абрамченко. "Глава государства особо подчеркнул, что к 2029 году в стране потребуется около 70 процентов из всей кадровой потребности именно рабочих специальностей, то есть рабочих рук, востребованных экономикой нашей страны, - добавила она. - Благодаря принятию закона, все ребята, которые хотят получить специальности, выучиться на востребованные профессии, смогут это сделать в региональных колледжах. Причем бесплатно - на бюджетной основе".
Законопроект поддержали представители разных фракций. В частности, замглавы "Новых людей" Сардана Авксентьева обратила внимание на то, что в наше время колледжи - совершенно иные учебные заведения: это не место, "где делают табуретки". "Ребята там обучаются уже и на виртуальных тренажерах, и программируют роботов. Очень высокий уровень образования в ведущих колледжах, поэтому мы считаем, что данный законопроект здорово поможет", - добавила Авксентьева.
Председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР) напомнил, что в свое время на рынок труда вышло огромное количество специалистов с высшим образованием, которые оказались совершенно не нужны экономике. "Сегодняшние меры, которые принимаются, продиктованы потребностями рынка труда, потребностями работодателей, потребностями экономики. И данный эксперимент, надеемся, будет успешен", - добавил Нилов.
"Одна из основных проблем, сдерживающих экономический рост, это дефицит кадров", - отметил в комментарии "РГ" зампред Комитета по экономической политике Сергей Алтухов (ЕР). По его словам, особенно остро он ощущается в среди квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Эксперимент, по оценке депутата, позволит оценить, насколько эффективен новый подход к оценке знаний учащихся девятых классов и их дальнейшему профобразованию.
Никита Чаплин, член комитета по бюджету и налогам (ЕР):
"Этот законопроект потенциально имеет ряд значительных плюсов для граждан. Более раннее начало профессиональной подготовки и возможность сосредоточиться на русском языке и математике позволит ученикам, уже определившимся с выбором рабочей специальности, более эффективно подготовиться к поступлению в колледж. Они смогут уделить больше времени изучению профильных предметов, необходимых для будущей профессии, что даст им преимущество при обучении в учреждениях среднего профессионального образования (СПО).
Это, в свою очередь, может привести к более быстрой адаптации к новым знаниям и навыкам, а также к более успешному освоению выбранной специальности. Кроме того, сокращение количества обязательных экзаменов может существенно снизить уровень стресса у учеников, особенно у тех, кто испытывает трудности с отдельными предметами. Освобождение от необходимости готовиться к экзаменам, не связанным с их будущей специальностью, позволит им почувствовать себя более уверенно и мотивированно.
И еще важно, что законопроект направлен на подготовку кадров рабочих специальностей, которые, как ожидается, будут востребованы в экономике страны в ближайшие годы. Это означает, что выпускники СПО, воспользовавшиеся этой возможностью, с большей вероятностью найдут работу по специальности и внесут свой вклад в развитие экономики. Это также может привести к повышению их заработной платы и улучшению качества жизни.
Многие школьники имеют выраженный талант и интерес к конкретной области. Данное нововведение, позволяет более эффективно раскрыть потенциал учеников в выбранном направлении, не распыляя ресурсы на предметы, не имеющие прямого отношения к их будущей профессии.
В целом законопроект может стать важным шагом в развитии системы профессионального образования и в подготовке квалифицированных кадров для экономики страны".