В школах могут изменить систему аттестации

Госдума одобрила проведение эксперимента по экзаменам для девятиклассников
Девятиклассники, которые хотят перейти в колледж или техникум, будут сдавать экзамены только по русскому и математике. Такой эксперимент коснется ряда регионов, включая Москву. Это предполагает законопроект, который Госдума приняла в первом чтении.
Сдавать ОГЭ только по русскому и математике в этом году можно будет в пяти регионах. Возможно, депутаты Госдумы расширят географию проекта.
Сдавать ОГЭ только по русскому и математике в этом году можно будет в пяти регионах. Возможно, депутаты Госдумы расширят географию проекта. / Сергей Петров / NEWS.ru / ТАСС

Документ устанавливает особый порядок проведения Государственной итоговой аттестации (ГИА) в девятом классе. В нынешнем году пилотный проект охватит Москву, Санкт-Петербург, Ростовскую и Тюменскую области, Северную Осетию - Аланию. Однако данный список может быть расширен в рамках рассмотрения проекта во втором чтении. Дело в том, что Госдума получает много обращений от других регионов, уточнил председатель Госдумы Вячеслав Володин. По его оценке, в перечень могут добавить "те регионы, которые обоснуют необходимость своего участия".

Если эксперимент окажется удачным, правила распространят на всю страну, уточнил спикер.

В чем суть изменений

Действующий порядок ГИА предусматривает, что для получения документа об основном общем образовании (аттестата) необходимо сдать экзамены не менее, чем по четырем предметам. Это "русский язык" и "математика", плюс обычно две дисциплины по выбору. По результатам всех испытаний нужно получить оценку не ниже "удовлетворительно". Законопроект в рамках эксперимента оставляет только два обязательных предмета. Однако это касается только тех, кто не идет в десятый класс. Получается, будущему выпускнику предстоит заранее обдумать свои образовательные перспективы - продолжить обучение в школе и поступать в вуз, либо после девятого класса пойти обучаться на рабочую специальность. Это объяснила председатель Комитета ГД по просвещению Ирина Белых (ЕР). По ее словам, для тех девятиклассников, которые не пойдут в техникумы и колледжи, прежние правила остаются: нужно будет сдать два обязательных предмета и не менее двух на выбор. Зато ребятам, выбравших среднее профессиональное образование, станет проще поступать, объяснила она.

Зачем нужен этот закон

Действующая система, как правило, предполагает подготовку учеников к экзаменам по четырем предметам - и "зачастую это происходит в ущерб получению знаний по всем остальным дисциплинам", пояснил председатель Госдумы. При этом Володин добавил, что тех, кто добросовестно изучает всю школьную программу, надо поощрять.

Смысл в том, чтобы упростить процедуру получения образования для тех ребят, которые в девятом классе решили связать свою судьбу с рабочими специальностями, заявила зампред Госдумы Виктория Абрамченко (ЕР). Она обратила внимание и еще на одну норму из проекта: регионы своими нормативными актами смогут установить минимальный балл для успешного прохождения этой итоговой аттестации в девятом классе, добавила она. Рособрнадзор будет давать рекомендации на этот счет.

Почему это важно? Задачу подготовить кадры по приоритетным для страны специальностям поставил президент РФ Владимир Путин 6 февраля на заседании Совета по науке и образованию, напомнила Абрамченко. "Глава государства особо подчеркнул, что к 2029 году в стране потребуется около 70 процентов из всей кадровой потребности именно рабочих специальностей, то есть рабочих рук, востребованных экономикой нашей страны, - добавила она. - Благодаря принятию закона, все ребята, которые хотят получить специальности, выучиться на востребованные профессии, смогут это сделать в региональных колледжах. Причем бесплатно - на бюджетной основе".

Законопроект поддержали представители разных фракций. В частности, замглавы "Новых людей" Сардана Авксентьева обратила внимание на то, что в наше время колледжи - совершенно иные учебные заведения: это не место, "где делают табуретки". "Ребята там обучаются уже и на виртуальных тренажерах, и программируют роботов. Очень высокий уровень образования в ведущих колледжах, поэтому мы считаем, что данный законопроект здорово поможет", - добавила Авксентьева.

Председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР) напомнил, что в свое время на рынок труда вышло огромное количество специалистов с высшим образованием, которые оказались совершенно не нужны экономике. "Сегодняшние меры, которые принимаются, продиктованы потребностями рынка труда, потребностями работодателей, потребностями экономики. И данный эксперимент, надеемся, будет успешен", - добавил Нилов.

"Одна из основных проблем, сдерживающих экономический рост, это дефицит кадров", - отметил в комментарии "РГ" зампред Комитета по экономической политике Сергей Алтухов (ЕР). По его словам, особенно остро он ощущается в среди квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Эксперимент, по оценке депутата, позволит оценить, насколько эффективен новый подход к оценке знаний учащихся девятых классов и их дальнейшему профобразованию.

Комментарий

Никита Чаплин, член комитета по бюджету и налогам (ЕР):

"Этот законопроект потенциально имеет ряд значительных плюсов для граждан. Более раннее начало профессиональной подготовки и возможность сосредоточиться на русском языке и математике позволит ученикам, уже определившимся с выбором рабочей специальности, более эффективно подготовиться к поступлению в колледж. Они смогут уделить больше времени изучению профильных предметов, необходимых для будущей профессии, что даст им преимущество при обучении в учреждениях среднего профессионального образования (СПО).

Это, в свою очередь, может привести к более быстрой адаптации к новым знаниям и навыкам, а также к более успешному освоению выбранной специальности. Кроме того, сокращение количества обязательных экзаменов может существенно снизить уровень стресса у учеников, особенно у тех, кто испытывает трудности с отдельными предметами. Освобождение от необходимости готовиться к экзаменам, не связанным с их будущей специальностью, позволит им почувствовать себя более уверенно и мотивированно.

И еще важно, что законопроект направлен на подготовку кадров рабочих специальностей, которые, как ожидается, будут востребованы в экономике страны в ближайшие годы. Это означает, что выпускники СПО, воспользовавшиеся этой возможностью, с большей вероятностью найдут работу по специальности и внесут свой вклад в развитие экономики. Это также может привести к повышению их заработной платы и улучшению качества жизни.

Многие школьники имеют выраженный талант и интерес к конкретной области. Данное нововведение, позволяет более эффективно раскрыть потенциал учеников в выбранном направлении, не распыляя ресурсы на предметы, не имеющие прямого отношения к их будущей профессии.

В целом законопроект может стать важным шагом в развитии системы профессионального образования и в подготовке квалифицированных кадров для экономики страны".