Михаил, в Новосибирске, в Академгородке, в минувшие выходные прошел первый книжный фестиваль этого года "Новая книга. Наука любви". Писатели за каникулы не потеряли форму?
Михаил Фаустов: Мне кажется, с писательской формой все в полном порядке, как и с читательской. Почти 35 000 человек посетили литературный фестиваль: ко мне подходили книголюбы не только из Новосибирска, но также из Кольцова, Черепанова, Бердска, Кемерова и Томска. В Новосибирске сейчас происходят довольно интересные процессы: в 2025 году здесь пройдет пять разных книжных фестивалей: три "Новых книги", осенью - легендарный фестиваль "Белое пятно", которому уже 15 лет, а будет еще и "Книжная Сибирь", которую проводят библиотеки.
Цель Ассоциации "Читающая Россия" - создание инфраструктуры продвижения книги и чтения в регионах. Как вы оцениваете эффективность организации?
Михаил Фаустов: В мае ассоциации исполнится два года. В 2023 году мы провели 10 фестивалей в рамках проекта, в 2024-м - 29. У вас в газете я как-то прочел, что в России бум книжных фестивалей. Мне кажется, это серьезный аванс. Еще, конечно же, не бум, но видно, как движение растет и развивается. И поручение нашего президента по развитию книжного фестивального движения в регионах, которое было дано по итогам Совета по реализации госполитики в сфере поддержки русского языка и языков народов РФ, - это серьезный стимул и знак высочайшего доверия. Фестивали нужны, они во многом формируют литературный ландшафт нашей страны, где литература всегда играла одну из главных ролей.
Региональный книжный фестиваль - это больше история про громкие литературные имена или местным авторам тут тоже найдется место?
Михаил Фаустов: Я считаю, местные авторы должны превалировать над заезжими "звездами". Местная программа должна быть основой. "Звезды" привлекают аудиторию, но я своими глазами видел, как толпы зрителей идут на местных авторов - в Иркутске, Владимире, Новосибирске, Благовещенске. Фестиваль меняет город, меняет культурный ландшафт. Читательские предпочтения меняются, темы для разговоров о книгах меняются, открываются книжные магазины. Книжный фестиваль - вовсе не праздник ради праздника, это надежный, эффективный инструмент демократизации книжной культуры, возможность вовлечь в мир книги максимально широкую аудиторию.
Будет ли в программах сделан акцент на юбилейную дату - 80-летие Победы?
Михаил Фаустов: Это главный праздник, и в моей жизни тоже. Победа - это непререкаемый символ мужества и силы нашего народа, и об этой борьбе написаны великие книги. Быков, Астафьев, Бек, Симонов, Кондратьев - мои любимые авторы. Русский солдат - это тот герой, о котором нельзя писать плохо, писать фальшиво. Я служил в Советской армии рядовым, давал присягу Родине, для меня это важно и естественно. Конечно же, планируя фестивали 2025-го, мы будем готовить отдельные стенды, важные элементы программы, посвященные Победе. Еще раз повторюсь, это святое, а со святым нельзя сфальшивить, сделать что-то для галочки или конъюнктуры. Поэтому каждый такой проект будет готовиться особо тщательно, с любовью и бережным отношением к народной памяти.
Многие переживают за один из лучших фестивалей - "Белый июнь" в Архангельске, который в начале года лишился директора. Не осиротеет ли Петровский парк этим летом, пройдет ли "Белый июнь. Книги"?
Михаил Фаустов: Когда из проекта уходит один из его лидеров, человек, стоявший у его истоков, это часто вызывает некоторый шок. Но "Белый июнь" за пять лет своего существования врос в Архангельск, стал настолько неотъемлемой его частью, что вырвать его оттуда уже невозможно. Я так же, как и многие, обеспокоен судьбой фестиваля. Верю, "Белый июнь", конечно же, останется. Пока могу сказать только одно: несколько дней назад министр культуры Архангельской области Оксана Светлова обратилась к Ассоциации книжных фестивалей с просьбой включить "Белый июнь" во всероссийский календарь фестивалей 2025 года.
Вы работаете над книгой про фестивали. Это "инструкция по применению", как организовать фестиваль?
Михаил Фаустов: Книга будет называться "Концентрированное счастье. Книжные фестивали, практика и теория". Я задумывал одно, а получилось другое. В нашей отечественной социологии, культурологии и других общественных науках тема книжных фестивалей почти не отражена. Поэтому я очень жду, что выход этого текста спровоцирует у ученых, у теоретиков реакцию, пусть даже и негативную. Если мой текст вызовет дискуссию, я буду счастлив.