Максимальная скорость электровелосипеда по ПДД не должна превышать 25 километров в час. Присутствие таких транспортных средств при определенных условиях допустимо на тротуарах. Но, по наблюдениям экспертов, курьеры часто передвигаются на моделях, которые могут развивать скорость от 50 до 70 километров в час и имеют мощность двигателей от 350 до 1000 ватт. Педали при езде на таком средстве передвижения зачастую даже не задействуются. По ПДД такие электровелосипеды относятся уже к категории мопедов и управлять ими можно лишь при наличии водительского удостоверения. Разумеется, на тротуарах таких транспортных средств не должно быть и в помине, что тоже прописано в правилах.
Но и пользователи как традиционных, так и электровелосипедов могут ехать по пешеходной зоне только в том случае, если движение по краю проезжей части опасно, а велодорожка отсутствует. При этом на тротуаре приоритет отдается пешеходам. Это значит, что велосипедист должен соблюдать скоростной режим и спешиваться при необходимости.
- Эта законность и делает предложения депутатов бессмысленными. Нельзя запрещать то, что и так не разрешено. Кроме того, такой запрет на уровне города еще и невозможен. ПДД определяются федеральным законодательством, - считает главный инженер проектов бюро "Лабград" Илья Резников.
В законодательной среде уже озвучивались инициативы по привлечению к ответственности служб доставки в случае нарушения ПДД курьерами. Сервисы, в свою очередь, стараются взять под контроль езду доставщиков.
Как рассказали корреспонденту "РГ" в пресс-службе "Яндекса", в службах доставки компании курьеров обучают ПДД, а также делают для них форму со светоотражающими элементами. Кроме того, в сервисе действуют бесплатные программы страхования для всех участников процесса доставки - как для курьеров, так и для третьих лиц. Максимальная сумма выплаты по базовой страховке - два миллиона рублей.
В сервисах также распространилась практика создания собственных внутрикорпоративных "ГАИ". Так, в районах, где активно работают курьеры, за их ездой и соблюдением правил парковки следят велопомощники. В случае нарушений такие "скауты" напоминают о ПДД. Также они помогают с мелким ремонтом велосипедов. Кстати, похожую практику по отношению к своим пользователям взяли на вооружение и кикшеринговые компании летом 2024 года. И цель у нововведений была идентичная - предотвратить ситуации опасной езды.
При этом некоторые службы сами оснащают курьеров средствами передвижения. В "Самокате" доставщикам бесплатно выдают обычные велосипеды или помогают с арендой электровелосипедов. В вакансиях "Додо пиццы" не указано о предоставлении средств передвижения доставщикам. Во "ВкусВилл" не ответили на запрос "РГ". В компании "Dostaевский" отказались давать комментарии. "Яндекс" сообщил, что предоставил электровелосипеды более чем тысяче курьеров в Петербурге. Средства передвижения оснащены фарами, безопасной батареей и специальным модулем, который контролирует движение с учетом ПДД и не позволяет превышать скорость.
Важно учитывать, что ДТП в пешеходной зоне создают не только курьеры на электровелосипедах. Обычные велосипеды и электросамокаты тоже нередко провоцируют опасные ситуации, что подтверждает статистика МВД.
Эксперты утверждают, что сделать улицы Петербурга безопасными поможет только велоинфраструктура, которая разделит потоки пешеходов, автомобилей и остальных участников дорожного движения - велосипедов, электровелосипедов и СИМ. Однако велодорожки пока появляются в городе разрозненными кусками и очень медленно. Ежегодно создается по пять-десять километров таких путей. По подсчетам урбанистов, такими темпами полноценная инфраструктура в Северной столице возникнет только через 300 лет.
- Я считаю, что именно курьеры, а не активисты рано или поздно вынудят города России по-настоящему взяться за создание сетей велопутей. И тогда на федеральном уровне можно будет разрабатывать процедуру регистрации велосипедов с введением номеров, чтобы нарушителей можно было штрафовать по камерам, как это делается для автомобилей, - заключает Илья Резников.
В Москве в выходные ГАИ провела рейды для проверки мощности электровелосипедов курьеров. Сотрудники инспекции обращали внимание и на скорость передвижения доставщиков. Если после проверки выяснялось, что электровелосипед на самом деле является мопедом и курьер при этом не имеет соответствующего водительского удостоверения, транспортное средство отправлялось на штрафстоянку для дальнейшей экспертизы. В межрегиональной ассоциации курьерских служб уточняли, что изымались в основном личные электровелосипеды. Арендованные, как правило, соответствовали всем требованиям.