В Южной Корее планируют внедрить учебники на основе ИИ уже в 2025 году

Корейское общество известно культом образования. Одновременно Южная Корея - своего рода витрина технологического развития, страна, где новейшие технологии и приемы внедряются очень быстро. Казалось бы, такое сочетание создает благоприятную почву для перехода в школах на использование искусственного интеллекта, в котором, кстати, в Стране утренней свежести видят много достоинств и перспектив.

Однако все реформы в сфере местного образования общество встречает очень настороженно. Во многом потому, что сдача местного единого государственного экзамена воспринимается корейцами как самый главный экзамен в жизни, а потому готовиться к нему предпочитают в предсказуемой обстановке.

В этой связи у многих корейских родителей подход следующий: да, образование требует внедрения новых технологий, но конкретно мой ребенок должен заранее знать, что его будет ждать на экзамене, а опыты пусть ставят на других.

Поэтому о полной замене функций учителя нейросетями в Корее речь пока не идет, но местное правительство активно продвигает проект учебников на основе искусственного интеллекта. Начало их активного внедрения запланировано на 2025 год, а еще через три года они должны будут полностью заменить привычные пособия по всем предметам.

Нововведение вызвало в Южной Корее острые дебаты. Среди его достоинств эксперты называют возможность организации более специализированного, учитывающего особенности каждого конкретного ученика подхода к обучению. Кроме того, это дает шанс учащимся заранее подготовиться к урокам, а на самих занятиях уже обсуждать прочитанное совместно в формате критических дискуссий.

Роль педагога же в этом случае будет трансформироваться от человека, который напрямую передает знания, в лицо, организующее процесс обсуждения, стимулирует у детей здоровое любопытство, а при необходимости объясняет непонятные моменты.

Технические достоинства ИИ-учебников также очевидны. По части наглядности, глубины и обилия подачи наглядных материалов аналоговым образцам за ними не угнаться.

Учебники с искусственным интеллектом изменят роль преподавателя: он будет не передавать знания, а стимулировать детей к их получению и обсуждению

Но к ним есть и претензии. Во-первых, существуют опасения, что дети, которые и так уже зациклены на общении с разного рода техническими устройствами, а не со сверстниками, станут еще меньше взаимодействовать с людьми и не смогут выработать необходимые коммуникативные навыки. Во-вторых, указывают эксперты, пока неясно, за чей счет будут обеспечивать всех детей недешевыми умными учебниками и доступом к интернету. В-третьих, есть опасения, что технологичные учебники спровоцируют снижение умения концентрироваться, вдумчиво и долгое время читать, что необходимо для процесса усвоения знаний высокого уровня.

Китай

В министерстве образования Китая выпустили директиву, в которой указывают, что ученики младших классов должны "сосредоточиться на освоении технологий искусственного интеллекта", а старшеклассники "должны участвовать в создании проектов и передовых приложений". При этом особое внимание уделяется "нравственному воспитанию" при использовании таких технологий и цифровой грамотности. Школам рекомендуется вводить соответствующие курсы и учебные программы, дополнительную подготовку пройдут и преподаватели. В минобразования называют искусственный интеллект "золотым ключом для обучения". Власти Китая определили 184 школы, в которых проводится обкатка самых современных технологий в области образования.

Непосредственно во время учебного процесса они используются для мониторинга внимания и поведения учеников. Для этого на них надевают специальные повязки, по которым системы отслеживают, чем на самом деле занят школьник на уроке. Используются специальные приборы, которые измеряют уровень концентрации, а потом передают отчеты учителям и родителям учеников. Инновации уже приносят свои плоды. Учителя говорят об улучшении дисциплины и успеваемости, хотя некоторые школьники считают новые системы "дополнительным контролем и давлением". Многие ученики китайских школ используют специальные планшеты с ИИ, которые заменили им репетиторов. За счет систем автоматизации рутинных задач, таких как проверка домашнего задания и контрольных, учителя могут больше времени уделять "сложным и эффективным видам обучения". Педагоги могут сосредоточиться на мотивации учеников, развитии критического мышления и персонализации обучения. То есть на тех сферах, где ИИ пока бессилен.

Подготовил Иван Сысоев