"Понятия "дешевые автомобили" сейчас нет в принципе": в России рекордно выросло число автокредитов, в том числе в премиум-сегменте

В ОКБ раскрыли число россиян с автокредитами
Количество клиентов с автокредитами выросло за четыре года с 1,3 млн до 2,3 млн, рассказали "Российской газете" в Объединенном кредитном бюро (ОКБ). Только за последний год заемщиков стало больше почти на 40%. И как отмечают эксперты, в кредит берут даже автомобили премиум-сегмента стоимостью выше 10 млн.
РИА Новости

По итогам 2024 года число заемщиков, имеющих минимум один незакрытый автокредит, достигло рекордных 2,32 млн, следует из статистики кредитного бюро. В 2021 и 2022 году значение находилось преимущественно в пределах 1,3-1,4 млн, а со второго квартала 2023-го начало ускоренно расти.

Как ранее отмечали аналитики ЦБ, число заемщиков с автокредитом впервые превысило 2 млн человек в первой половине 2024 года. Это самый значительный рост среди остальных сегментов, следует из статистики ОКБ. Клиентов с ипотекой стало больше на 25% за четыре года, с кредитными картами - на 53%. А в сегменте кредитов наличными, наоборот, заемщиков стало меньше.

Заемщиков стало больше из-за льготных кредитов от автопроизводителей по низкой ставке

В прошлом году спрос на автокредиты стимулировали программы субсидирования ставок от автопроизводителей, рассказала "РГ" Екатерина Конова, директор департамента развития автокредитования и страхования финтех-компании "Баланс Платформа". В первом полугодии 2024-го производители китайских брендов поддерживали кредитные продажи программами, когда ставка составляла 0,1% или 0,01%.

"В лучшие времена подобное предложение могло быть на европейские или японские автомобили у кэптивных банков, таких как Toyota или BMW. Но это были краткосрочные кредиты, например, на год максимум", - указывает представитель рынка.

Китайские же производители поддерживали даже более долгие сроки, вплоть до трех лет. Во втором полугодии это делать стало сложнее финансово из-за роста ключевой ставки. Но условия в прошлом году достаточно долго оставались доступными - на уровне 10%, что вызывало и поддерживало спрос на автокредиты.

"Отмечу эффект низкой базы. Росту предшествовали более чем кризисные для отрасли 2020-й и 2022-й, когда речь шла о выживании", - добавила Конова. За это время выросла продажа авто с пробегом через дилеров. Продвигался так называемый постзалог, когда деньги выдаются в целом на покупку автомобиля, а не определенного. И произошло резкое увеличение продаж.

Самый популярный автомобиль, покупаемый в кредит в прошлом году - Lada Granta, отмечает Андрей Залиш, начальник управления развития продаж автокредитования ОТП Банка. При этом берут в кредиты машины не только бюджетного сегмента, но и, например, BMW стоимостью 21,5 млн руб.

"Такого понятия, как дешевые автомобили, сейчас нет в принципе, - указывает Конова. - Средняя стоимость стартует от 2,5 млн руб. и выше. При этом для многих людей покупка автомобиля - это попытка сохранить сбережения на фоне растущей инфляции. Понятно, что, наверное, лучше выбирать историю покупки недвижимости, но цены на квартиры стали недоступными для многих".

Более дорогой сегмент существовал всегда. А сегодня в ценовом сегменте до 3 млн руб. остается все меньше автомобилей. Поэтому многие клиенты готовы брать средства в кредит и ездить на более премиальных автомобилях.

Как рассказал Залиш, 68% автокредитов оформляют мужчины. Средний возраст заемщика - 40-45 лет. По данным ОКБ, за год средний размер автокредита упал с 1,5 до 1,3 млн. руб. Оформляют его в среднем на 71 месяц. А средняя полная стоимость кредита составила в декабре почти 24%.

И погашать досрочно автокредиты заемщики теперь не спешат, особенно если их взяли до повышения ключевой ставки или по субсидируемым ставкам. Если человек брал кредит под менее 10% годовых, а сейчас видит депозиты выше 20%, то спешить с погашением уже финансово нелогично, говорит Конова.

"Покупка автомобиля в кредит на максимально возможный срок будет точно востребована из-за роста цен на автомобили и повышения стоимости поездок на такси из-за монополизации рынка, неприятия многими каршеринга", - указывает эксперт.

Сейчас на рынке автокредитования происходит консолидация, появляются новые крупные игроки. Во-вторых, еще с прошлого года из-за ограничений по капиталу многие банки начали ограничивать выдачи автокредитов. Это открывает новые возможности для более мелких банков, чтобы получить дополнительные объемы и обеспечить себе рост продаж, потому что автопроизводители начинают искать новых игроков для дополнительного инвестирования. Сейчас перед автопроизводителями стоит задача повысить уровень одобрения и уровень конверсии, поделилась Конова.