Тут и плакат к выборам в Учредительное собрание 1917 года: "Граждане! Не голосуйте за N 5. Это большевики!!". Тогда не проголосовали, но это совсем не избавило страну от проблем. А вот башмачок девочки, погибшей в концлагере Майданек. Вот просто первый советский трактор СХТЗ. Просто ручка, которой Владимир Путин подписывал акт о включении в состав России Крыма и Севастополя...
В прошлом году музею, хранящему современность, исполнилось 100 лет, и президент Путин наградил коллектив орденом "За заслуги в культуре и искусстве". Есть о чем расспросить директора Ирину Великанову.
Ирина Яковлевна, вы директор музея, в названии которого есть слово "история", предполагающее прошедшее время. Но вот на том же Донбассе, в самом сегодняшнем пекле, сотрудники Музея современной истории России оказались раньше всех коллег...
Ирина Великанова: Впервые наши сотрудники отправились туда в 2017 г., а в 2022-м, когда на Донбасс приехала межмузейная группа Минкультуры России, мы уже хорошо знали эти земли. А что касается слова "история", то все мы знаем формулу: "то, что произошло вчера, - сегодня уже история", однако для нашего музея историей становится произошедшее сегодня. Сотрудники музея были в Мариуполе, когда еще шли бои за "Азовсталь". В 1943 г. наши предшественники вошли в Сталинград, можно сказать, "на плечах" наступающих частей Красной армии, и благодаря смелой, самоотверженной работе музейщиков у нас в коллекции - соломенные эрзац-валенки немецких пленных, телефон "Сименс" из штаба фельдмаршала Паулюса, мина, прикрытая чайной чашкой... В 1942-м немцы в такие чашки насыпали конфеты, подманивая голодных изможденных людей, и в первую очередь в страшную ловушку попадали, конечно, дети.
Почерк, знакомый по нынешней ленте горячих новостей.
Ирина Великанова: Да, так, например, украинская художница Татьяна Пономаренко-Левераш передала нам фрагмент задней двери автомобиля, выезжавшего из Мариуполя со стеклом, пробитым прямо по надписи "Дети". Сначала он экспонировался на выставке "Донбасс - Россия: история и современность", а теперь это, я бы сказала, вещественное доказательство стало частью коллекции музея. Будущие экспонаты участникам экспедиций несли местные жители - посеченные осколками детские игрушки, брошенную амуницию натовского образца, обломки "Хаймарсов"... По сути, это все вещдоки, снабженные видео и фотографиями от наших сотрудников.
На одной из ваших выставок я видел красиво изданную на Украине книжку "Повстанческая азбука" про приключения некоего мальчика Алярмика - на таких за последние десятилетия выросли уже целые поколения юных бандеровцев...
Ирина Великанова: Это про маленького трубача УПА (запрещена в России как экстремистская организация). Алярмик - от слова alarm, тревога: мальчик трубит в трубу в случае опасности. На обложке "Повстанческой азбуки" - симпатичный веселый мальчишка в зеленой форме и бандеровской фуражке. Ребенок сразу открыл бы такую книжку. Внутри все ярко, доходчиво: раскрашивай героев-бандеровцев. В городских библиотеках Лисичанска и Рубежного, оборудованных не хуже российских федеральных, мы находили прекрасно изданные книги для разных возрастов, для интеллектуалов и работяг, для русскоговорящих и "свидомых" - исторические, детские, псевдонаучно-популярные, учебники, поэтические сборники... Все они активно работали на идею "Украина - не Россия".
Мы привезли том "Украинские земли до украинцев": на отличной бумаге с красивыми иллюстрациями, доступным русским языком там идет вполне достоверная, на первый взгляд, фактура, никаких древних укров, выкопавших Черное море. Автор умело обходит всякие упоминания о России и русских, юный читатель книги будет уверен, что древнерусское государство создали украинцы, это их наследие, а Россия просто упоминается среди других стран, где до сих пор проживают славяне.
Что может противопоставить этому ваш музей современной истории России?
Ирина Великанова: Мы стали первым музеем, который стал комплексно освещать трагедию Донбасса и Новороссии. В 2022 году мы создали большой выставочный проект об истории и культуре этого края, при содействии Министерства культуры Российской Федерации и Российского исторического общества разработали методичку с информацией о том, как создавать экспозиции, посвященные СВО. Проект был показан в регионах России, в том числе на Донбассе. Мы стали первым музеем, который сделал диджитал-проект про Новороссию, 15-серийный сериал про историю и культуру и про связь России, Новороссии и Донбасса.
Наш музей открыл многофункциональные детские центры в двух городах ЛНР, и скоро откроем в третьем: передаем туда книги, компьютеры. В одном из центров есть интерактивная карта "Россия - Родина моя", рассказывающая о городах-героях, о народах и религиях, о месторождениях, о памятниках под охраной ЮНЕСКО. Во всех центрах есть часы, показывающие разное время в разных городах России, - пусть ребята знают, в какой огромной стране они теперь живут.
Как к вам приходят экспонаты? Как вы определяете, что история, а что нет?
Ирина Великанова: Их приносят в том числе сами творцы истории. Геннадий Бурбулис, соратник президента Ельцина, отдал нам свой архив - фотографии, рабочие блокноты... Семья Евгения Примакова передала музею некоторые его вещи, включая портфель, с которым он совершил в 1999 году свой знаменитый "разворот над Атлантикой", а еще есть и примус, который Примакову подарили коллеги, подшучивая над его фамилией. Владимир Вольфович Жириновский лично вручил мне в 2016 году "капсулу времени", которую нам надо будет открыть в 2036 году: там - прогноз Жириновского на наше будущее. А только что, кстати, у нас оказался легендарный красный пиджак Жириновского, в котором он ходил в Думу, на выборы...
То есть история у вас оказывается персонифицированной, в конкретных лицах...
Ирина Великанова: Самая что ни на есть говорящая. Адмирал Игорь Касатонов, в свое время не допустивший передачу Украине Черноморского флота, не только передал нам свой мундир, но и специально для нас записал аудио со своими воспоминаниями, их можно послушать в зале постоянной экспозиции.
Некоторые экспонаты прикатывают к вам на буксире. Когда-то во дворе музея стоял троллейбус с баррикад августа 1991 года...
Ирина Великанова: Да, его в те дни привезли в музей наши сотрудники. Троллейбус стоял тут до конца 90-х - на улице, под снегом и дождем, от него пытались что-то открутить "на память"... В то время у музея не было возможности обеспечить для него необходимые условия хранения, так что рано или поздно уникальный памятник развалился бы на части. Мы передали троллейбус в Музей транспорта. В музее внушительная коллекция вещей - свидетелей путча 1991-го. Например, посуда, из которой народ ел на баррикадах, противогазы, хоккейный жилет 14-летнего защитника Белого дома Алеши Кокотова, рисунки погибшего Ильи Кричевского, телетарелка "Кросна", через которую весь мир наблюдал за событиями в Москве...
Случается ли вам самой удивляться тому, что приходит в музей?
Ирина Великанова: Удивляюсь, например, дарителям, приносящим сохранившиеся в семьях вещи XIX века, фотографии и документы разных поколений, пережившие революции, войны, переселения народов... Не перестаю удивляться многообразию трофеев с западной маркировкой из зоны СВО. Совсем недавно один частный коллекционер принес любопытную подборку американских почтовых конвертов времен Второй мировой. На картинках, украшающих конверты, - русские и американцы вместе идут в атаку, освобождают города, празднуют День Победы. Интересно, в их музеях такие артефакты еще не ушли в запасники?
Однажды во время работы в Болгарии вашей выставки к 75-летию освобождения Европы от нацизма МИД Болгарии назвал ее вмешательством во внутренние дела страны, после чего поток посетителей удвоился. Историческая правда становится оружием России в борьбе с фальсификациями истории?
Ирина Великанова: Особенно сегодня, когда в Европе ставят СССР и нацистскую Германию на одну доску, а нацистских пособников представляют "борцами за свободу". Мы привезли тогда в Болгарию тысячи фотодокументальных материалов, большинство экспонировалось впервые, в том числе только что рассекреченные документы. По ним было видно, что советское правительство, несмотря на тяжелое положение в своей стране, отправляло в освобожденные страны продовольствие, медикаменты, промтовары, оборудование и сырье, наши солдаты восстанавливали разрушенные города, мосты, железные дороги, разминировали местность. Мы привезли только факты! МИД Болгарии призвал Россию отказаться от термина "освобождение" в контексте борьбы СССР с нацизмом. Лучшей рекламы выставки было и не представить.
Тысячи посетителей пришли в 2024 году и на вашу выставку "НАТО: история обмана. История зла" на Всемирном фестивале молодежи в Сочи.
Ирина Великанова: Это была детально проработанная содержательно и визуально экспозиция, посвященная истории Североатлантического альянса, у истоков которого стояли бывшие генералы вермахта. В этой истории была, например, секретная операция "Гладио" по созданию в Европе тайной сети неонацистских военизированных организаций и структур, проводивших теракты под чужим флагом против собственного населения, чтобы оправдать существование альянса. Мы визуально представили историю военных конфликтов, развязанных НАТО за 75 лет своего существования, показали интерактивную карту "Продвижение НАТО на восток", иллюстрирующую увеличение числа стран НАТО с 12 до 32. На выставку в Сочи приехали предметы, собранные межмузейной рабочей группой на Донбассе...
И все это было еще замечательно подано!
Ирина Великанова: Да, спасибо команде художников под руководством Александра Купаляна - зрители шли по выставке, окруженные с обеих сторон стенами-муралами, историями в огромных картинах.
В ваших новых экспозициях - и в посвященной России с 1917 г. до начала 1950-х, и в только что открытой "Россия. XXI век" - масса мультимедийных "фишек", от предметов в "дополненной реальности" до анимационных игр...
Ирина Великанова: Целевая аудитория музея - это в основном молодежь, школьники, которые, сами знаете, в большинстве своем далеки от истории, мыслят в темпе листания картинок в соцсетях. Экспонатами, выстроенными на полках вдоль стен, их ну никак не заинтересовать. А сейчас, например, проходя зал первых пятилеток, девятиклассник может и зависнуть у анимированного плаката 1931 года "Работница, борись за чистую столовую!". На плакате вокруг собравшихся у кастрюль женщин поднимается живой, не нарисованный "столовский" пар - это та самая дополненная реальность. Легко представляешь себе атмосферу столовых тех лет. В зале, посвященном первым пятилеткам, стоит увязший в земле настоящий первый советский трактор СХТЗ, над ним на кран-балках, как в сталелитейном цеху, - экран, по которому на хроникальных кадрах течет сталь...
А на выставке "Россия. XXI век", ответив на несколько вопросов викторины у стенда "Народности России", вдруг видишь на экране себя одетым в кафтан и шапку якута или осетинскую черкеску.
Ирина Великанова: ...и сразу понимаешь, кто, что и почему носит, и заодно восхищаешься красотой нарядов народов нашей страны - осетин или якутов. И цифры, которые тут, конечно, тоже есть, воспринимаешь совсем иначе. А захотелось бы сюда подойти, если б перед тобой были просто надписи и манекены? Экспозиция не должна быть "немой" - она должна активно вступать с тобой во взаимодействие, тебе должно хотеться "потрогать", рассмотреть ее. Инсталляции разрабатывает и наш отдел цифровых ресурсов, и приглашенные специалисты. Технологии из новых экспозиций мы будем внедрять в дальнейшем, собирать статистику об их эффективности и лучшие решения запускать в остальных залах и выставочных проектах. Благо последние музей делает очень часто.
В ваших гардеробных иной раз некуда повесить пальто - все занято детской одеждой...
Ирина Великанова: Мы стали первым музеем, который из школ и университетов перенес уроки "Разговоры о важном" и "Основы Российской государственности" в музейное пространство. Еще, например, один из наших филиалов - "Подпольная типография 1905-1906 годов" на Лесной улице в Москве, там в годы Первой российской революции, в 1905-1906 годах, в подвале лавки "Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе" располагалась подпольная типография РСДРП. Кстати, так и не найденная полицией. Там мы устраиваем целые костюмированные спектакли с участием "продавца", "служанки" и "городового". В этом же филиале в текущем году пройдет выставка "Планета детства - Артек" в честь 100-летия детского лагеря.
А в этом году еще 80-летие Победы, 120-летие Михаила Шолохова...
Ирина Великанова: Юбилей Победы - главное направление нашей работы в этом году. Оружие, мундиры, ордена, полевую форму, письма, личные вещи Жукова, Рокоссовского, Говорова, Ватутина, Рыбалко и других полководцев мы объединим на выставке "Победители. Солдаты и маршалы Победы" с гимнастерками, котелками, бескозырками, кисетами, противогазами рядовых бойцов Красной армии, покажем войну в человеческом измерении. Выставку к юбилею Михаила Шолохова и 100-летию романа "Тихий Дон" готовим вместе с Государственным музеем-заповедником Шолохова, и там тоже будут уникальные, прежде не виданные Москвой вещи.
А еще музей выставляет уникальных Шагала и Пиранези, Гойю...
Ирина Великанова: Фарфоровый революционный матрос работы Натальи Данько стал одним из первых экспонатов музея в 1924 г. и украсил нашу недавнюю совместную с Императорским фарфоровым заводом выставку "Фарфор и время", в которой историю и искусство не разделить никак. Советский агитфарфор 1920-х, тарелки с портретами маршалов Великой Отечественной, космический полет "Союз" - "Аполлон"...
События XX века вдохновляли художников - Малевича, Суетина, Чехонина и других - на настоящие шедевры. Выставку "Просветители и бунтари" мы собрали из подарков, преподнесенных международными организациями в знак дружбы с Советским Союзом. Офорты Гойи разных серий были подарены музею в разгар Гражданской войны в Испании, когда Советский Союз вместе с республиканским правительством страны противостоял натиску фашизма на другом конце Европы.
Графику Пиранези XVIII века мы получили в 1949 г. от депутатов-коммунистов итальянского парламента в связи с 70-летием Сталина, работы немецких графиков 1920-х Кете Кольвиц, Георга Гросса и других музей приобрел на Первой всеобщей германской художественной выставке, проходившей в СССР в 1924-1925 годах.
Музей обладает уникальной коллекцией шедевров, живописи, графики, прикладного искусства, обладающей историческим содержанием, иллюстрирующим эпохи, о которых мы стараемся рассказать нашим посетителям. Это же все история, живая история!