Законопроект с поправками в закон о защите прав потребителей может вступить в силу с 1 сентября. Как отметил председатель Госдумы Вячеслав Володин при его рассмотрении, приобретая авиа- и железнодорожные билеты дистанционным способом, люди часто даже не замечают, как автоматически им предоставляют дополнительные платные услуги в виде страхования и смс-оповещения.
Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов подтвердил, что навязывание допуслуг при покупке билетов - достаточно распространенная практика. И объединение не раз сигнализировало об этой проблеме.
"Люди платили в среднем от 300 до 700 рублей за дополнительные услуги, которые автоматически включались в стоимость авиабилета. Те, кто не очень часто летает, и даже более опытные пользователи не могли разобраться на сайте, как можно отключить эти услуги", - отметил он. Чаще всего, по данным эксперта, незаметно подключалось страхование, при добавлении других услуг, например, питания, выбора места, нормы провоза багажа, сложностей не возникало - они сразу отображались в цене билета.
Исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев тоже указал, что именно страхование на время перелета или поездки по железной дороге - одно из наиболее распространенных предложений, которое по умолчанию включалось в стоимость билета. При этом он отметил, что авиакомпании давно перешли к использованию брендированных тарифов и говорить о навязывании дополнительных услуг можно лишь в случае, если пассажир выбирает самый дешевый невозвратный тариф без провоза багажа с минимальной нормой ручной клади.
"Смысл в том, что если к этому тарифу добавить хотя бы какие-то дополнительные услуги, то он автоматически становится предложением следующей тарифной группы", - пояснил эксперт. Пантелеев рассказал, что авиакомпании сейчас предлагают большой выбор допуслуг. Это и провоз спортивного снаряжения, и музыкальных инструментов на соседнем кресле, блокирование соседнего кресла, выбор места в салоне, дополнительное питание. Последние две услуги - самые распространенные. Дополнительные услуги пользуются внушительным спросом со стороны потребителей, из года в год объем их продаж у российских авиакомпаний растет двузначными темпами. И есть немалая часть клиентов, которые добровольно, понимая все преимущества дополнительной страховой защиты, выбирают эту услугу. Ведь страховое возмещение получают не только в случае аварии или катастрофы, но и при утере или порче багажа, задержке рейса и невозможности совершить полет из-за того, что не выдана виза, причем даже при невозвратном тарифе", - рассказал Пантелеев.
По словам Зотова, жалоб на навязывание страховки при покупке железнодорожных билетов к ним в объединение не поступало. Однако многие пассажиры знают, как сложно уследить за всеми проставленными галочками на сайте, когда пытаешься успеть купить билет на юг в высокий сезон.
Советник гендиректора Южно-Кавказской железной дороги по стратегическому развитию Алексей Лерон согласился, что наибольший риск непреднамеренной покупки допуслуг возникает именно в цифровых сервисах. Страхование поездки, по его данным, обычно стоит 100-500 рублей, и эта сумма ощутима, когда сам билет недорогой. "За 2024 год дополнительные услуги приобретались примерно в 60% случаев. Многие пассажиры осознанно выбирают такие услуги, как питание, страховка, доступ в бизнес-залы или к информационно-развлекательной системе, особенно если совершают длительные поездки. Однако проблема возникает, когда при покупке билета в онлайн-системе они автоматически добавляются в заказ, а пассажир, не обратив на это внимание, вынужден платить за то, что ему не нужно", - указал он.
Лерон рассказал, что дополнительные услуги при покупке железнодорожного билета могут увеличить его цену на 10-30% в зависимости от набора выбранных сервисов. Например, в плацкартных и купейных вагонах постельное белье может стоить от 200 до 400 рублей, питание обойдется от 300 до 1500 рублей за один прием пищи. В поездах "Сапсан" или в фирменных составах услуги вроде доступа в бизнес-залы, дополнительного питания и индивидуального обслуживания могут увеличить итоговую цену поездки на 30-50%.
Дополнительные услуги, по его данным, чаще всего приобретают жители крупных городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Новосибирск. Они выбирают более комфортные условия поездки, заказывают питание, подключают страховку и пользуются услугами бизнес-залов на вокзалах. В северных и дальневосточных регионах пассажиры чаще ограничиваются комплектом постельного белья и питанием, поскольку путешествие может занимать несколько суток. В туристических направлениях спросом пользуется аренда детских наборов, позволяющих семьям сделать поездку удобнее.
Эксперт считает, что принятие закона, запрещающего автоматическое включение дополнительных услуг, приведет к более честной системе продаж, при этом перевозчикам необходимо выстроить удобный и прозрачный процесс, в котором пассажиры смогут осознанно выбирать нужные сервисы. Ведь то же страхование, вызывающее у многих недовольство из-за навязывания, может неплохо выручить, особенно если предстоит путешествие с пересадками или возникнут непредсказуемые погодные явления.