За последние три года Минтруд РФ во второй раз вносит изменения в Перечень производств, работ и должностей с вредными или опасными условиями, на которых ограничено применение женского труда. После первого сокращения в марте 2022 года дамам открылся мир более 350 самых разных профессий. В том числе и таких романтичных, как кочегары, водолазы, боцманы и матросы на морских и речных суднах, водители большегрузов, сельхозмашин и автобусов большой вместимости, машинисты электровозов и поездов. А теперь к ним добавятся еще и водители скреперов, бульдозеров, экскаваторов на открытых горных работах.
Женщинам также разрешили трудиться на шахтах, рудниках, карьерах и даже дробить уголь, правда, только на автоматизированных линиях, а не вручную.
По данным Минтруда, все эти работы перестали быть вредными благодаря внедрению современных технологий, которые минимизируют риски для женского здоровья. В ведомстве надеются, что привлечение дам в мужские профессии позитивно скажется на состоянии рынка труда, испытывающего острую нехватку рабочих рук. И женщины действительно пошли в новые для них сферы деятельности.
Так, в январе этого года в Алтайском крае приступила к работе первая женщина - помощник машиниста электровоза. Елена Крутых мечтала об этом с детства. И вот, после учебы в Барнаульском лицее железнодорожного транспорта она теперь выходит в самостоятельные рейсы. Следующая ее цель - стать машинистом.
А 23-летней Дарье Михайловой из Новосибирска это уже удалось. За три года она прошла путь от студентки техникума железнодорожного транспорта до машиниста и сегодня сама водит пригородные поезда. На Западно-Сибирской железной дороге она пока единственная девушка-машинист.
Но, как сообщили в службе корпоративных коммуникаций ЗСЖД, помощниками машинистов женщины уже активно работают, и не только в Барнауле, Новосибирске, но и в других сибирских городах. "На ЗСЖД сегодня трудится почти 85 тысяч человек. Ситуация с кадрами у нас стабильная, есть потребность в отдельных специалистах. Мы активно привлекаем и женщин, поскольку появилась такая возможность", - подчеркнули в компании.
В Барнауле на городских маршрутах тоже можно встретить женщин - водителей крупногабаритных автобусов. Перевозчики говорят, что рады приходу представительниц прекрасного пола в профессию, но при этом не рассчитывают, что дамы закроют все вакансии.
- Мы же понимаем, что женщины в мужской профессии - это единичные случаи, которые кардинально не изменят ситуацию с кадрами, - рассказал "РГ" глава ассоциации "Автомобильные перевозчики Алтая" Николай Орлов. - В Барнауле дефицит водителей сегодня достигает 30 процентов, и одна-две девушки, севшие за руль городских автобусов, проблему не решат. И дело не только в зарплате. Перевозчики не могут найти водителей даже на 70-80 тысяч рублей в месяц. Тяжелые условия труда никто не отменял: весь день за рулем - не каждый мужчина готов к такому режиму.
Но интерес дам к мужским профессиям, где уровень зарплат порой заметно выше, все-таки с каждым годом растет. Это подтверждают аналитики онлайн-ресурса по поиску работы и сотрудников hh.ru. "Представительницы прекрасного пола активно наращивают свое присутствие в сферах, относящихся преимущественно к мужским: это инвестиции и консалтинг, сельское хозяйство, добыча сырья и информационные технологии. Здесь в последние годы мы видим заметный прирост женских резюме. В производственных профессиях женщины не так активны.
Что касается работодателей, то они наращивают отправку приглашений женщинам темпами, опережающими приглашения мужчин. Дам стали заметно чаще звать на руководящие должности, а также в консалтинг, в сельское хозяйство, в ИТ, на рабочие и производственные позиции", - отметили специалисты HeadHunter.