Возможность работать в составе локомотивных бригад поездов у представительниц прекрасного пола появилась в 2022 году, когда эта профессия была вычеркнута из списка чисто мужских. У нас в стране существует перечень производств, где запрещено работать женщинам, поскольку опасные и вредные условия труда могут негативно повлиять на репродуктивное здоровье. Еще недавно в этом списке было 456 видов деятельности. Но в 2021-м Минтруд сократил его до ста профессий, и с марта 2022 года женщины могут работать кочегарами, водолазами, боцманами, шкиперами и матросами на судне, водителями большегрузов, сельхозтехники и автобусов свыше четырнадцати мест, машинистами электричек и скоростных поездов и еще во многих ранее почти недоступных областях.
Как сообщили в службе корпоративных коммуникаций Западно-Сибирской железной дороги, сегодня в должности помощников машиниста локомотива в эксплуатационном локомотивном депо Барнаул работают уже две женщины. Еще пять проходят обучение, и в ближайшее время они будут трудоустроены. "На ЗСЖД сегодня трудится почти 85 тысяч человек. Есть потребность в специалистах отдельных рабочих профессий, но в целом ситуация с кадрами стабильная. Мы реализуем целый комплекс мер по привлечению персонала - индексация зарплат, бесплатный проезд на железнодорожном транспорте, свои сеть медицинских клиник, путевки в санатории и многое другое", - отметили в компании.
В конце прошлого года Минтруд внес новые изменения в перечень и теперь дамы смогут управлять еще и бульдозерами, экскаваторами, скреперами на открытых горных работах. Трудиться на шахтах, рудниках, карьерах (правда, без спуска под землю) и даже дробить уголь, но только не вручную.
Серьезное сокращение чисто мужских профессий в ведомстве объяснили тем, что современные вредные производства стали безопасны для здоровья, и рассчитывают, что это позитивно скажется на состоянии рынка труда, где уже не первый год наблюдается острая нехватка рабочих рук.
Но работодатели не строят иллюзий по поводу использования женского труда. В ассоциации "Автомобильные перевозчики Алтая" корреспонденту "РГ" рассказали, что привлечение женщин в мужские профессии - это по-прежнему единичные случаи, которые почти не отражаются на общей кадровой ситуации.
- Да, у нас в Барнауле сегодня работает несколько женщин на автобусе большой вместимости, - отметил руководитель ассоциации Николай Орлов. - При этом нехватка профессиональных водителей в городе достигает тридцати процентов. Даже если еще одна-две девушки сядут за руль - это ненамного сократит потребность. В очередь представительницы прекрасного пола в такие профессии не стоят. И дело не только в зарплате. Некоторые перевозчики не могут найти водителей даже на семьдесят-восемьдесят тысяч рублей в месяц. А все из-за тяжелых условий труда: весь день за рулем - не каждый мужчина готов к такому режиму. Тем более сейчас, когда на рынке много вакансий и у людей есть большой выбор.
По данным управления Алтайского края по труду и занятости населения на 20 января, в центры занятости региона было заявлено почти 350 вакансий водителей общественного транспорта. Самую большую потребность в таких специалистах испытывает, конечно, краевая столица. Здесь предприятия ищут 246 водителей автобусов, троллейбусов и трамваев. Чтобы привлечь работников, перевозчики предлагают не только зарплату выше средней по краю, но и дополнительные социальные гарантии. Так, крупнейшая транспортная компания Барнаула обещает водителям бесплатный проезд в своих автобусах, доставку на работу и с работы служебным транспортом и ежемесячные премии, а индивидуальный предприниматель в Рубцовске даже готов предоставить жилье.
- Сегодня компании, чтобы привлечь работников, повышают зарплату, стараются создать благоприятные условия труда, но людей физически не хватает, - подчеркивает Николай Орлов. - Поэтому проблему надо решать на государственном уровне. Определить отрасли, которые остро нуждаются в кадрах, и ввести дополнительные стимулирующие меры. Например, для водителей можно установить пенсионный возраст в шестьдесят лет.
В целом по всем отраслям в начале текущего года в службу занятости было заявлено 23,4 тысячи вакансий, а безработных официально зарегистрировано только 9,4 тысячи. То есть на десять пустующих рабочих мест претендовало всего четыре человека. Пик кадрового дефицита пришелся на октябрь 2024-го, когда на десять вакансий приходилось всего три соискателя, и безработица упала до беспрецедентно низкой отметки в 0,5 процента от общей численности рабочей силы в регионе. Конечно, официальная статистика не отражает реального количества ищущих работу и вакансий, поскольку далеко не все обращаются в службу занятости. Но общие тенденции по ней проследить можно.
Эти тенденции подтверждают и аналитики онлайн-ресурса по поиску работы и сотрудников hh.ru. По их данным, сегодня баланс спроса и предложения на рынке труда Алтайского края уже выравнивается. Если в январе 2024 года на одну вакансию приходилось в среднем 2,9 резюме (при норме 4-6), то в январе 2025-го - 4,8.
- Основным драйвером выравнивания баланса спроса и предложения стало повышение активности соискателей: в 2024-м рост числа открытых и обновленных резюме в Алтайском крае составил 29 процентов относительно 2023 года, в то время как количество вакансий за тот же период увеличилось только на 21 процент, - прокомментировала ситуацию корреспонденту "РГ" руководитель пресс-службы HeadHunter по Сибири, Уралу и Дальнему Востоку Лилия Эсауленко. - Подобные тренды характерны для рынка труда в России в целом. Соискатели почувствовали уверенность в том, что могут выбирать работу с более подходящими условиями, когда их перестают удовлетворять текущие. Но по-прежнему сохраняется дефицит соискателей в медицине и фармацевтике (1,4 резюме на вакансию), производстве и сервисном обслуживании (2,9), розничной торговле (2,9), строительстве и сфере недвижимости (3,6).
Повышение активности работников не значит, что их реально стало больше. Как правило, соискатели просто хотят сменить место работы, а в нынешних условиях острого дефицита кадров это стало гораздо легче. Работодатели даже жалуются, что появилось много любителей скакать с места на место, которые больше чем на два-три месяца нигде не задерживаются.
Что же касается гендерных различий, то, по данным аналитиков hh.ru, в январе текущего года резюме мужчин и женщин в крае было поровну. А их профессиональные предпочтения пересекались только на одной вакансии - менеджеры по продажам и работе с клиентами. Мужчины чаще рассматривают работу водителями, разнорабочими, упаковщиками, комплектовщиками. Женщины - администраторами, продавцами и бухгалтерами.
Иван Панов, председатель Алтайского краевого союза организаций профсоюзов:
- Дефицит кадров испытывают почти все отрасли. Как его преодолеть - вопрос сложный. Многое зависит от работодателей. Сейчас мало предложить высокую зарплату - нужно создавать хорошие условия труда, предлагать дополнительные льготы и социальные гарантии. Так что работодателям приходится поворачиваться лицом к работникам, ведь сегодня именно они выбирают, а не их. И в ближайшее время ситуация на рынке труда кардинально не изменится, учитывая демографическую и внешнеполитическую обстановки. Государство тоже подключилось к решению проблемы. Служба занятости бесплатно ведет подготовку и переподготовку специалистов, востребованных на предприятиях.