Так, в июле 2024 года на Международной выставке "Иннопром" губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев подписал соглашение о сотрудничестве в создании высокоскоростного пассажирского железнодорожного транспорта, а сегодня уже кипит работа на площадке завода в Верхней Пышме, выбранного головным поставщиком подвижного состава для высокоскоростных магистралей (ВСМ). К концу 2026-го там заработают цех крупных компонентов кузова, корпус тягового оборудования с уникальными испытательными стендами и участок пусконаладки. Кроме того, появятся депо, административно-бытовой корпус и конструкторское бюро. Общая площадь новых объектов составит 60 тысяч квадратных метров. Также предполагается реконструкция действующего производства.
Раньше в России не создавали поезда с крейсерской скоростью 360-400 километров в час. Пока самый быстрый состав, который ходит между Москвой и Санкт-Петербургом, способен разгоняться до 250 километров в час, а электропоезд "Финист" - до 160-ти. Опытный образец для ВСМ на Урале планируют собрать в 2026 году, затем провести сертификацию, а в 2028-м выпустить первую партию из 28 единиц.
На днях ход стройки оценили полномочный представитель президента РФ в УрФО Артем Жога и первый вице-губернатор Свердловской области Алексей Шмыков. Полпред напомнил: инициатива по развитию ВСМ вошла в нацпроект "Эффективная транспортная система", стартовавший в этом году. Для начала скоростной веткой соединят Москву и Санкт-Петербург, затем ее протянут до Казани, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Минска.
- Проект капиталоемкий, предусматривает привлечение средств институтов развития, разных инструментов господдержки, - акцентировал Жога. - Прошу при выстраивании производственных цепочек опираться на возможности предприятий и институтов УрФО. Такая кооперация способствует системному развитию научного и промышленного потенциала макрорегиона. И уже сейчас нужно активно контактировать с колледжами: новому производству потребуются кадры. После расширения мощностей на предприятии будут собирать до 300 скоростных и высокоскоростных составов в год.
Кооперация для уральцев - дело привычное. Завод в Верхней Пышме является ядром машиностроительного кластера, объединяющего 160 поставщиков из разных регионов России. Именно это позволило после разрыва отношений с немецким партнером довольно быстро заместить импортный тяговый привод и выпустить на рельсы "Финиста". Сегодня только в Свердловской области и еще шести уральских регионах курсируют 30 полностью отечественных пригородных поездов.
Еще один крупный инвестпроект реализуется в Екатеринбурге: в июле профильная компания запустит в работу цех высокомощных трансформаторов. На площадке уже возведена коробка площадью 10 тысяч квадратных метров, сейчас идет монтаж оборудования и подкрановых балок.
Как рассказал гендиректор объединения Алексей Кишко, реализация проекта позволит вдвое увеличить сборку силовых масляных трансформаторов высотой с трехэтажный дом. Кроме того, в новом цехе будут производить шунтирующие реакторы.
Свердловская область по праву считается одним из российских лидеров в производстве оборудования для электроподстанций. Только один крупнейший завод сейчас выпускает в среднем 25 силовых и 200 распределительных трансформаторов в месяц, но кроме него в регионе десятки компаний энергомаша, как больших, так и средних и малых предприятий.
- Освоение новых компетенций сделает наш регион еще сильнее в энергетическом машиностроении, - подчеркнул Алексей Шмыков, осмотрев будущий цех.
Справка
По данным Института экономики УрО РАН, Свердловская область лидирует на Большом Урале по доле технологий, разработанных внутри региона, и доле молодых технологий, появившихся менее трех лет назад. Все это формирует предпосылки к увеличению выпуска наукоемкой продукции и в итоге - обеспечению технологической независимости страны.