Когда вот-вот растает лед на реке, жителям снова придется делать огромный крюк, чтобы попасть в больницу и школу.
История моста непростая. Путепровод построил еще колхоз в 1990 году, а после его развала он перешел в местное крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ) Сусловых. И если бы фермеры не взяли тогда мост, его давным-давно бы уже разобрали. А так он еще послужил людям.
"Когда колхоз приказал долго жить, встал вопрос, что делать с его имуществом, - рассказал глава КФХ Сергей Суслов. - Мост предлагали и сельсовету, и району, но никто не захотел брать на себя ответственность. Есть даже отказные письма на этот счет. Мой отец Александр Михайлович согласился. Это был скорее социальный, а не коммерческий проект - мост требовался жителям.
Что касается платы за проезд, то на мосту установили шлагбаум, небольшие деньги на содержание сооружения брали. При этом жители Утятского и Нагорского всегла ездили бесплатно. По словам директора Нагорской средней школы Алексея Максимова, когда рухнул мост, многие сотрудники из тех, кто живет в Утятке, на другом берегу Тобола, уволились. Осенью им приходилось по половине суток тратить на дорогу. Осталось из учителей всего несколько человек. Учеников тоже заметно убавилось: с 167 до 107. Словом, пустеет старинное село.
Сейчас люди ходят по ледовой переправе. Но так только до весны. Жители просят власти построить им новый мост за счет бюджета. Ведь им пользуется как минимум население двух округов.
Не дождавшись решения проблемы от местных властей, они обратились на "Прямую линию" президента. Им пришел ответ из департамента строительства, госэкспертизы и ЖКХ Курганской области за подписью директора Ирины Саблуковой.
"Мостовое сооружение принадлежит физическому лицу, которым не были осуществлены меры по укреплению и подготовке моста к противопаводковым мероприятиям, что привело к его разрушению, - говорится в ответе. - В настоящее время ведется работа с собственником мостового сооружения для обеспечения его восстановления".
Между тем ремонтировать мост нет смысла. По словам Сергея Суслова, он давно свое отслужил. Нужно строить новый. Дело, это, конечно, дорогостоящее. Вместе с проектом, инженерными изысканиями может потянуть на миллиард. Самостоятельно хозяйству с таким объемом не справиться.
Никита Навасардов, адвокат МКА "РОСАР":
- Планирование дорожной деятельности, в том числе и строительство мостов, осуществляют органы государственной власти субъектов РФ. Поэтому в создавшейся ситуации местным жителям нужно обратиться к депутатам муниципального образования, губернатору и правительству Курганской области с коллективным заявлением о необходимости устройства дороги и моста между этими населенными пунктами. Просить включить проектирование и их строительство в финансовый план муниципального образования. В случае повсеместных отказов, обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов.
При этом нужно помнить, что власти практически не смогут вложить средства в восстановление разрушенного частного моста, находящегося в собственности КФК. Это будет считаться вливанием средств в чужую собственность. И являться благотворительной деятельностью. Но при этом требовать от властей обеспечить им надежную переправу через Тобол, то есть по сути - построить новый мост, жители могут и должны.
Подготовила Наталья Козлова