Ясная Поляна - богохранимое место. Она пережила две революции, Гражданскую войну, немецкую оккупацию. Выстояла в "лихие девяностые", когда многое из наследия продавалось оптом и в розницу. А сейчас легче?
Екатерина Толстая: Думаю, что судьба Ясной Поляны в ХХ веке была предопределена личностью Толстого и его потомков. То, что усадьба выстояла в Гражданскую войну, во многом заслуга первого директора музея, дочери писателя Александры Львовны. Внучка Толстого Софья Андреевна Толстая-Есенина, человек железной воли, добилась эвакуации музея в 1941 году. Владимир Ильич Толстой, мой муж, приехал сюда в 1994 году, на волне борьбы с незаконной застройкой Ясной Поляны, когда усадьбу фактически собирались распродать. Иногда кажется, что сам Лев Николаевич незримо присутствует здесь, охраняет свою любимую Ясную Поляну и бережно относящихся к ней людей.
Ясная Поляна - природоохранная территория, строительство здесь запрещено. Люди, которые живут тут поколениями, знают и любят это место, не нарушают эти правила. А вот те, кто покупает дома, часто не могут понять, что здесь особая территория, где действуют определенные ограничения и регламенты. Случаи неправомерной застройки существуют до сих пор, мы их выявляем и боремся с ними.
В самом же музее есть проблема антропогенной нагрузки. Мы всегда рады посетителям, но в высокий сезон от большого потока гостей страдают и ландшафт усадьбы, и Дом Толстого. И более того, страдает сам посетитель. Многим хочется приехать в Ясную Поляну, чтобы насладиться тишиной, побыть наедине с природой. А это не всегда удается сделать, потому что вокруг очень много людей.
Тем, кто хотел бы почувствовать уединение, мы советуем приезжать либо в зимние месяцы, либо в будние дни, когда посетителей намного меньше.
Каждый раз, когда я приезжаю в Ясную Поляну, у меня возникает два совершенно разных чувства. С одной стороны - невероятной стабильности. Все на своих местах, как было при Льве Николаевиче в момент его "ухода". Вот Белые столбы - въезд в усадьбу, и ее символ. Вот березовый "прешпект", ведущий к барскому дому. Парк с прудами. Дом Волконского, флигель Кузминских. Хозяйственные постройки. Гуси, лошади... Я иногда шучу, что они - потомки тех гусей и лошадей, что были при Толстом. Есть потрясающее ощущение неменяющегося времени. И в то же время здесь постоянно что-то происходит. Последний раз я был здесь на фестивале "Толстой" летом прошлого года. Александринка показывала на открытом воздухе спектакль "Воскресение". Оркестр играл современную, модерновую музыку. И все было в каком-то радостном движении. Огромное количество детей с родителями… Как музей это все выдерживает?
Екатерина Толстая: В своей работе музей следует принципу "сохраняя, развивай". "Ясная Поляна" - абсолютно классический литературный музей с традиционными формами работы. Научная деятельность, формирование и описание фондов, сохранение и реставрация экспонатов, экскурсии и выставки. Но жизнь вносит коррективы - меняются посетители и их запросы, и даже сотрудники по-новому смотрят на музейную работу. Да и самому писателю были не чужды новшества - от способов управления усадьбой до технических новинок того времени.
До фестиваля "Толстой" у нас был "Сад гениев". В Ясную Поляну приезжали музыканты, актеры, представители музеев и филологи из разных стран. Каждое лето "Сад гениев" был одним из самых ожидаемых событий сезона, как сегодня это происходит с фестивалем "Толстой".
Вести такую работу сложно. Во время фестиваля "Толстой" Ясная Поляна продолжает проводить экскурсии. Мы стараемся сделать так, чтобы люди могли погрузиться в атмосферу русской дворянской усадьбы XIX века, но при этом чувствовали дыхание XXI столетия.
Меня всегда поражала свобода передвижения по усадьбе. Можно самому бродить по парку, сходить на могилу Толстого и даже уйти "в поля", на речку Воронку и оказаться в одиночестве, представляя себе, как по этим же местам бродил гений...Тебе не докучают охранники, никто на останавливает ("сюда ходи, сюда не ходи"). И только грамотно поставленные таблички указывают путь. Порой теряешь ощущение, что находишься в музейном пространстве, которое включает в себя не только дом и вещи семьи Толстых и даже не только парк с прудами и теплицей, но и весь окружающий ландшафт. Это ведь тоже своего рода музейные "экспонаты", только живые, меняющиеся в зависимости от сезона и погоды. Кто всем этим занимается? Крестьян-то в Ясной Поляне больше нет.
Екатерина Толстая: Нам важно, чтобы ландшафт Ясной Поляны оставался таким же, каким он был при Льве Николаевиче. Ведь история природной части музея тесно связана с историей семьи Толстых. Это посадки, появившиеся при жизни писателя, любимые места прогулок Толстого и его близких, места, упоминавшиеся в его произведениях. Например, лес Чепыж описан в "Анне Карениной" как лес Колок, где Кити вместе с ребенком застигла гроза. Это история, произошедшая в семье Толстых. Так в грозу попала Софья Андреевна с маленьким Сережей.
В Ясной Поляне мемориальные здания и природа равноценны. И чтобы посетитель мог почувствовать все то, что чувствовал Лев Толстой, гуляя по родной Ясной Поляне, мы не ограничиваем маршруты прогулок.
Яснополянский заповедник - это 412 гектаров земли, из них 254 гектара занимают леса, 40 гектаров - сады, а еще есть парки, поля, пашня. Работой в заповеднике занимаются самые разные люди: сотрудники отдела мемориального леса, садово-паркового отдела, теплицы и пасеки - более 40 человек. Многие из них работают в музее уже больше 20-30 лет. Но что приятно, в музее много молодежи.
Природу невозможно законсервировать: мы сажаем новые деревья, сеем, пашем, собираем сено. Мы ухаживаем за растениями так, как это делали при Льве Толстом, стараемся не использовать современные химические удобрения. С одной стороны, это сложнее, с другой, у нас все абсолютно экологичное. Конечно, технический прогресс оказал свое влияние. Мы используем трактор, а не плуг и лошадь. Но все равно это трудная работа. И я не перестаю говорить "спасибо" сотрудникам, благодаря которым Ясная Поляна всегда аккуратная и ухоженная.
Большой вклад в сохранение усадьбы, конечно, вносят наши добровольные помощники. В 2024 году мы приняли более 1300 волонтеров. После сильного урагана осенью прошлого года, когда ветер повалил в заповеднике несколько десятков деревьев, к нам пришли на помощь сотрудники МЧС, студенты, волонтеры культуры, коллеги-музейщики - все объединились вокруг Ясной Поляны.
Многие волонтеры возвращаются в Ясную Поляну, чтобы найти то самое дерево, которое они посадили.
Для впервые посетивших музей-усадьбу туристов ее лицом оказывается экскурсовод. Я слышал, что в Ясной Поляне не бывает одинаковых экскурсий. Каждая имеет свой стиль и нрав, в зависимости от личности экскурсовода. Как их готовят? Кто они?
Екатерина Толстая: Каждый сотрудник, который хотел бы попробовать себя в качестве экскурсовода в Ясной Поляне, сам составляет экскурсию. Потенциальный экскурсовод получает литературу для подготовки, методичку и план экскурсии. Затем его прослушивает комиссия, состоящая из методистов и научных сотрудников.
Кого-то из сотрудников увлекает бытовая жизнь семьи, кто-то интересуется философией и религиозными взглядами Льва Толстого, его публицистикой. Появилась замечательная гастрономическая экскурсия: теперь у посетителей есть уникальная возможность увидеть кухню яснополянского дома, на которой готовились блюда из знаменитой поваренной книги Софьи Андреевны Толстой.
А еще экскурсия - это не только про Дом Толстого. У нас есть отдельные экскурсии по территории усадьбы, экскурсия по теплице и садам, где мы рассказываем о том, что вдохновляло писателя. Нашим посетителям очень полюбилась экскурсия по конюшне, где можно послушать и об уходе за этими животными и полюбоваться на них.
Понимаю, что музейное дело - тонкое. Но если простыми словами: что еще можно исследовать в усадьбе, где изучен каждый сантиметр площади, каждая вещь в доме? Кстати, сколько единиц хранения насчитывает ваш музейный фонд и что мы видим и чего не видим? Приоткройте "запасники".
Екатерина Толстая: На мой взгляд, самое интересное для исследователей - библиотека Льва Николаевича. В Ясную Поляну большинство ученых приезжает именно ради знакомства с теми книгами, которые нужны были Толстому.
В музее 50 тысяч экспонатов, из них в открытом хранении находится лишь треть. В основном это, конечно, предметы Дома Толстого. Дом писателя сравнительно небольшой, все в нем сохраняется на 1910 год, последний год жизни Льва Николаевича, поэтому у нас нет возможности выделить в доме дополнительные площади для экспозиции. Однако предметы из фондов можно увидеть на выставках, которые регулярно проходят на наших тульских площадках - в галерее "Ясная Поляна" и культурно-выставочном комплексе "Л. Н. Т.", и на наших выставках, которые идут в других музеях России.
Другая возможность познакомить людей с нашей коллекцией - видеопроекты "Личные вещи" и "Экспонаты за спиной". Мы открываем ящики и шкафы, показываем личные вещи Толстых. Например, головные уборы Льва Толстого, фотоаппарат Софьи Андреевны, настольные игры детей.
Вы работаете в Ясной Поляне тридцать лет. Сначала в качестве научного сотрудника, а с 2012 года - директора. За тридцать лет в Ясной Поляне происходило множество интересных событий. Какие только известные люди ее не посещали… Что самое памятное?
Екатерина Толстая: Никогда не забуду открытие детского сада в деревне Ясная Поляна. Вместе с режиссером и артистом Тульского академического театра драмы Вениамином Найманом мы придумали театральную постановку. Хотелось, чтобы дети попали в сказку, и сотрудники нарядились в костюмы сказочных героев, я была феей (смеется).
Когда была еще научным сотрудником, познакомилась с Олегом Погудиным. У него был концерт в усадьбе. Меня покорила его способность чувствовать атмосферу места, в котором он выступает. С тех пор нас связывает глубокая дружба, его концерты в усадьбе стали традицией.
Люблю первые годы Писательских встреч - они регулярно проходят в Ясной Поляне с 1996 года. С теплотой вспоминаю наши беседы с Валентином Распутиным, Львом Аннинским, Валентином Курбатовым и многими другими. Важно, что писательское слово продолжает звучать в усадьбе, а музей дает возможность писателям разных поколений и взглядов видеть и слышать друг друга.
Я с трепетом отношусь к истории моих взаимоотношений с ведущим научным сотрудником музея Николаем Павловичем Пузиным, который учил меня профессии. У него была фраза для всех научных сотрудников и экскурсоводов, которым постоянно приходится отвечать на самые разные вопросы: "Не знаешь, не бреши". Я часто вспоминаю эти слова и сегодня.