Основной причиной возобновления интереса южнокорейского бизнеса к России является изменение международной политической обстановки. Активизация переговоров о возможном прекращении военного конфликта и смягчение риторики ряда западных стран, в первую очередь США, в отношении России привели к обсуждению вероятного ослабления санкций. Хотя официальных решений пока нет, компании рассматривают сценарии, при которых частичное или полное снятие торговых ограничений может позволить им вернуться на российский рынок.
Кроме того, несмотря на западные санкции, российская экономика продемонстрировала устойчивость, а внутренний рынок сохраняет высокий спрос на качественную продукцию. Впрочем, некоторым компаниям надо торопиться, так как сроки действия некоторых соглашений истекают в этом году.
Автомобильные компании РК однозначно желали бы вернуть утраченные в России свои некогда сильные позиции. Так, Hyundai Motor начала работу в России в 2007 году, создав местное представительство, а уже в 2010 году запустила завод в Санкт-Петербурге.
В 2011 году стартовало производство, и с этого момента российское предприятие выпускало адаптированные под рынок модели Solaris, экспортные версии Creta, а также Kia Rio. В 2020 году Hyundai дополнительно приобрела завод General Motors в Санкт-Петербурге, увеличив свои производственные мощности до 234 000 автомобилей в год к 2021 году. В тот же период Kia и Hyundai стали самыми продаваемыми иностранными брендами на российском рынке.
Южнокорейские компании также учитывают, что их прежние российские активы пока не утратили своей ценности. Так, Hyundai Motor Group в 2023 году продала свой завод в Санкт-Петербурге местной компании "АртФинанс" за символическую сумму в 10 000 рублей (на тот момент 140 000 вон), при этом сохранив за собой право обратного выкупа в течение двух лет. Этот шаг дает Hyundai возможность без дополнительных юридических барьеров восстановить производство в случае благоприятного изменения обстановки. Правда тут есть нюанс, что условие buy-back (обратный выкуп) действует два года, то есть "окно возможностей" закроется к концу текущего года.
В компании же отметили: "На данный момент окончательного решения о возобновлении деятельности в России не принято, однако мы внимательно следим за развитием ситуации и оцениваем возможные варианты".
Однако даже в случае возвращения Hyundai и Kia столкнутся с серьезными вызовами. Их место на российском рынке заняли китайские бренды. По данным агентства "Автостат", в 2023 году 8 из 10 самых продаваемых автомобильных марок в России были китайскими, включая Chery, Haval и Geely. Это делает возможное возвращение Hyundai и Kia на рынок гораздо более сложным, чем раньше.
До 2022 года Samsung и LG также занимали прочные позиции на российском рынке бытовой техники и электроники. Samsung Electronics традиционно входил в число самых популярных брендов в категории смартфонов, телевизоров и бытовой техники, а LG уверенно удерживал долю в сегменте холодильников, стиральных машин и другой электроники. Южнокорейские компании инвестировали значительные средства в производство и логистику, а их продукция пользовалась высоким спросом.
Однако после начала военного конфликта и введения санкций компании были вынуждены приостановить поставки и производство. Samsung остановил работу своего завода в Калужской области в марте 2022 года, а LG заморозил производство на предприятии в Люберцах. В результате рынок начал стремительно заполняться китайскими и турецкими брендами. В 2023 году более 40% российского рынка бытовой техники контролировалось компаниями из Китая, Турции и Белоруссии, что значительно осложняет возможное возвращение южнокорейских производителей.
По словам представителя отрасли, "после начала конфликта на Украине производство южнокорейских компаний в России значительно сократилось, а освободившиеся позиции заняли китайские бренды. Нам остается наблюдать за развитием событий, но если санкции будут сняты, у южнокорейских компаний появится шанс восстановить свои позиции на рынке."
Тем не менее, даже в случае ослабления санкций Samsung и LG столкнутся с серьезными вызовами. Помимо конкуренции со стороны новых игроков, компаниям предстоит решить проблему с логистикой и поставками комплектующих, которые ранее поступали через европейские каналы. Восстановление производственных мощностей потребует значительных инвестиций, а также уверенности в стабильности российского рынка.
Южнокорейские судостроительные компании пострадали от санкций не меньше других секторов. Samsung Heavy Industries, одна из крупнейших судостроительных корпораций Южной Кореи, потеряла контракты на строительство 10 ледокольных танкеров и 7 нефтеналивных танкеров для российского проекта "Арктик СПГ-2". До санкций Южная Корея обеспечивала более 90% мирового производства таких судов, и российская сторона рассчитывала на сотрудничество с Samsung Heavy Industries и Hyundai Heavy Industries.
Однако после введения санкций и отказа корейских компаний от исполнения контрактов Россия была вынуждена искать альтернативные пути строительства судов, в том числе через Китай. Тем не менее, китайские судостроительные компании пока не обладают достаточными технологиями для производства высокотехнологичных ледокольных танкеров, что может дать Южной Корее шанс на восстановление утраченных контрактов в случае снятия санкций.
Как отмечают местные эксперты, оценивая перспективы корейских производителей, компании РК столкнутся с рядом сложностей. Конкуренция со стороны китайских и турецких производителей усилилась, что делает возвращение на рынок гораздо более трудоемким. Санкционные риски остаются значительными, даже если ограничения будут частично ослаблены.
Логистические проблемы и разрушенные цепочки поставок потребуют значительных инвестиций в их восстановление. Финансовая нестабильность и ограничения на международные расчеты также создают дополнительные трудности. Кроме того, юридическая неопределенность по вопросу возврата активов и регистрации новых компаний может замедлить процесс принятия решений. Тем не менее, как признают специалисты и СМИ Южной Кореи, "шевеление" концернов РК по поводу возвращения в Россию однозначно началось. Корейцы в свое время очень неохотно покидали рынок РФ, понимая, что вернуться будет не так просто, а потому хотели бы использовать открывающиеся возможности, так как позже будет еще сложнее.