Новый законопроект объединил около 30 мер борьбы с мошенниками

По данным Роскомнадзора, в 2024 году зафиксировано 135 утечек баз данных, всего же утекло более 710 млн записей о россиянах. При этом за весь 2023 год в интернет попало около 300 млн записей и было зафиксировано 168 фактов утечки. "Таким образом, проблема защиты персональных данных на сегодняшний день представляется крайне актуальной, а также требует непрерывной выработки и совершенствования механизмов ее решения со стороны государства", - отмечается в тексте пояснительной записки.
Кроме того, и это уже данные Генпрокуратуры, пятую часть преступлений в этой сфере составляют кражи с банковского счета. Это звонки от имени сотрудника банка и правоохранительных органов, объявления в интернете о купле-продаже товаров, оформление микрозаймов онлайн, в соцсети или мессенджере с последующим займом у близких лиц или распространение ссылок на фишинговые сайты.
Законопроект объединяет около 30 мер, направленных на защиту граждан от мошеннических действий.
"Суть всех мошеннических схем сводится к одному - завоеванию доверия человека. Для этого злоумышленники используют различные уловки и манипуляции. Наши меры направлены на то, чтобы помочь людям избежать таких уловок. Мы подходим к проблеме комплексно и даем гражданам широкий набор инструментов для самозащиты в интернете. Они просты, но эффективны, многие доступны через портал госуслуг. В результате комплекс мер направлен на то, чтобы сформировать безопасную цифровую среду", - отмечает вице-премьер - глава аппарата правительства России Дмитрий Григоренко.
Одна из ключевых мер законопроекта - запрет на использование зарубежных мессенджеров для сотрудников госорганов, банков, операторов связи и цифровых платформ при общении с клиентами. Как отмечают собеседники "Российской газеты", эта мера в первую очередь должна сформировать четкое понимание у граждан принципиальной невозможности официальной коммуникации такого типа. "Если в мессенджер пишет некто, представляющийся сотрудником банка или сотового оператора, то это на 100% мошенник", - отмечает эксперт по кибербезопасности.
В рамках законопроекта вводится обязательная маркировка звонков от организаций и вызовов с международных номеров. На экране телефона человека будет отображаться информация о том, кто именно звонит - банк или сотовый оператор. Кроме того, граждане смогут самостоятельно устанавливать запрет на международные звонки, что снизит риски мошенничества, так как злоумышленники часто используют иностранные номера, и блокировать телефонные спам-обзвоны и СМС-рассылки.
Еще одна мера вводит возможность идентификации пользователей по биометрии при выполнении финансовых операций, например, при оформлении микрозаймов или получении выписок из бюро кредитных историй.
Затронет новое регулирование и сервисы объявлений. Владельцы ресурсов, суточная посещаемость которых составляет более 200 тыс. российских пользователей, будут обязаны проводить идентификацию всех размещающих объявления лиц с помощью Госуслуг, а при превышении 300 тыс. пользователей - предоставлять возможность дополнительной аутентификации через Единую биометрическую систему.
Часть мер призвана убрать уязвимости, возникающие при использовании социнженерии. Так, после запроса на изменение пароля пользователь будет получать предупреждение о возможных мошеннических действиях, а затем, через 10-15 минут, сам код подтверждения. Благодаря появлению своеобразного "периода охлаждения" у пользователей появляется возможность осознать ситуацию и принять решение. Также вводится функция удаления старого номера телефона из личного кабинета Госуслуг и банковских приложений в случае прекращения договора с оператором связи. Это позволит исключить риск, что номер при его переходе к новому владельцу попадет в руки мошенника, который сможет использовать его для доступа к личным кабинетам, в том числе для взлома аккаунтов через восстановление пароля.
Инфраструктурой для всех этих и иных мер станет система "Антифрод", которая разрабатывается при участии правоохранителей, Банка России, минцифры и других заинтересованных сторон. Одна из ее основных задач - за счет оперативного обмена информацией пресекать уже совершающиеся мошеннические действия, что называется, в моменте.
Несмотря на значительный потенциал этих инициатив, их успешная реализация будет зависеть от эффективного внедрения технических решений, отмечает депутат Госдумы Антон Немкин.
"Важно, чтобы все участники рынка были готовы к изменениям, а у граждан также была возможность легко адаптироваться к новым требованиям. При грамотной реализации данные меры способны значительно сократить масштабы мошенничества и повысить уровень цифровой безопасности в стране. Значит ли это, что сами граждане смогут расслабиться? Конечно, нет. Ведь главным оружием в борьбе с мошенниками все же остаются критическое мышление и цифровая грамотность. Развитие образовательных программ, семинаров и информационных кампаний по вопросам кибербезопасности остается важным элементом в борьбе с мошенничеством. Регулярное обновление знаний о современных методах защиты информации и распространение практических рекомендаций по безопасному поведению в Сети помогут гражданам распознавать и избегать мошеннические схемы, которые так или иначе все равно будут возникать", - отметил Немкин.