Правительство разрешило применять биометрию для посадки на поезд

Закрытое тестирование сервиса будет проходить в 2025 году. Люди смогут воспользоваться услугой по итогам завершения всех этапов технологических испытаний. Сервис будет доступен пользователям, сдавшим биометрию в Единую биометрическую систему (ЕБС).
Сегодня, чтобы проехать на поезде дальнего следования или экспрессе вроде "Сапсана" или "Стрижа", пассажир должен предъявить паспорт проводнику вместе с билетом. Причем зачастую это происходит несколько раз, и первый - при посадке на платформе, что связано с множеством неудобств. Повторная проверка - в поезде после начала движения, что также сопряжено с необходимостью доставать паспорт и демонстрировать его широкому кругу лиц с риском компрометации.
"Центр биометрических технологий продолжает работать над сервисом совместно с регуляторами и представителями отрасли. В перспективе внедрение такой услуги позволит сделать поездки еще комфортнее. Пассажирам, решившим подключить сервис, не придется предъявлять документы. Это сократит время ожидания перед посадкой и снизит нагрузку на проводников", - сообщили в ЦБТ, являющемся оператором ЕБС.
"С запуском сервиса у пассажиров поездов появится возможность отправляться в путешествие, используя свои биометрические данные. При этом биометрия станет альтернативой предъявлению бумажного билета или паспорта, но не заменит их. Пассажир всегда сможет выбрать наиболее предпочтительный способ получения услуги", - сказал вице-премьер - глава аппарата правительства Дмитрий Григоренко.
Внедрение биометрической идентификации в железнодорожный транспорт - это технологический прогресс, который дает удобство и безопасность, но при этом несет риски нарушения конфиденциальности данных и технических сбоев, считает советник гендиректора Южно-Кавказской железной дороги по стратегическому развитию Алексей Лерон. Когда система будет распознавать пассажира, отпадет необходимость предъявлять паспорт и билет. Это значит, что нагрузка на персонал снизится, а посадка пассажиров в вагоны ускорится. Кроме того, будет исключено мошенничество с использованием поддельных документов и передачей билетов третьим лицам.
Недостатков и рисков у такого нововведения тоже немало. Помимо угрозы утечки биометрической информации и неправомерного использования данных, например в слежке за людьми, возможны технические сбои, когда ошибки системы могут привести к отказу в посадке пассажирам, предупредил эксперт.
Кроме того, для внедрения нового сервиса потребуются значительные средства на установку камер, серверов и программного обеспечения, поддержка и обновление системы тоже добавят расходов. "Успех этого проекта зависит от качественной защиты информации, добровольности использования и наличия альтернативных способов идентификации", - считает Лерон.