Однако сейчас обстановка кардинально изменилась в лучшую сторону. У мыса Панагия полным ходом идет демонтаж останков танкера "Волгонефть-239". Солнечный берег кажется чистым, и только застывшие частицы мазута, напоминающие крошку угля, свидетельствуют о произошедшей трагедии. На море штиль. Причем даже со стороны рва насыпи, призванной защитить пляжную зону от загрязнения, урез чистый. Так же, как и поверх вала полипропиленовая сеть, улавливающая на себе даже самые мелкие капли нефтепродуктов. Ее меняют, как правило, раз в три дня.
- Сегодня мы просеиваем песок от мелких фракций, берег внешне уже аккуратный, и, думаю, к новому купальному сезону курорт будет готов, - делится председатель ТОС N 3 Тимашевского района поселка Советский Любовь Сергачева, регулярно приезжающая волонтером в Анапу. - Раньше копнешь глубже - и натыкаешься еще на один слой мазута, а сейчас такого нет.
Ситуация на центральном пляже тоже выглядит оптимистично. Опять же благоприятствует погода. Здесь не встретишь добровольцев в привычных белых защитных комбинезонах, зато прогуливаются редкие отдыхающие.
Вздохнул спокойно и Крым. Новых выбросов пока нет. Уборка на побережье в основном завершилась. Небольшие пятна мазута остались на труднодоступных диких пляжах под Севастополем. Их очищают волонтеры и сотрудники городской спасслужбы.
Но это не значит, что угрозы больше нет. Источник загрязнения притаился на дне моря. В обломках танкеров, которые затонули в Керченском проливе, по примерным оценкам, осталось около четырех тысяч тонн мазута. Если не принять меры, после очередного сильного шторма мазут снова окажется на пляжах.
Кроме того, нужно найти способ удаления крупных скоплений мазута со дна моря. Когда вода потеплеет, он начнет всплывать на поверхность. "Концентрации нефтяных углеводородов в воде могут увеличиваться в период повышения температуры окружающей среды", - подчеркивает руководитель лаборатории хемоэкологии Института биологии южных морей РАН, кандидат биологических наук Елена Тихонова.
И времени до потепления воды осталось совсем мало. "РГ" задала вопросы Морспасслужбе о том, что показало обследование затонувших танкеров, продолжается ли из них утечка, ведется ли подготовка к подъему судов и есть ли для этого технические средства... Но никаких ответов мы пока не получили.
Варианты подъема затонувших частей "Волгонефти-239" и "Волгонефти-212" есть, но нужно найти экологически безопасное решение. На заседании правительственной комиссии 14 февраля прозвучало, что от научных учреждений и промышленных предприятий поступило более 200 предложений о ликвидации последствий катастрофы на суше и на море. Из них отобраны 36 технологий, готовых к применению. Однако не уточняется, какие из них касаются затонувших танкеров. По словам зампреда правительства РФ Виталия Савельева, комиссия определится с выбором до конца февраля.
Тем временем танкер "Волгонефть-212" обследовали при помощи телеуправляемого дрона "Херсонес", разработанного севастопольскими учеными. На корпусе судна и на дне рядом с ним мазутных пятен не обнаружено.
Полученные данные переданы МЧС. Они помогут при составлении планов дальнейших работ с танкерами.