В этом плане статистика регулятора не изменилась по сравнению с 2023 годом. Среднестатистическая жертва мошенников в 2024 году - женщина в возрасте 25-44 лет со средним уровнем дохода и средним образованием, следует из данных Банка России. "Как правило, это городские жительницы, которым следует внимательнее относиться к соблюдению правил киберзащиты: использовать надежный пароль, не сообщать посторонним данные банковской карты или коды из смс-сообщений. В прошлом году среди пострадавших незначительно выросла доля пожилых людей", - подчеркнули в ЦБ.
Телефонное и смс-мошенничество, а также мошенничество с помощью мессенджеров по-прежнему преобладают, добавляют в Банке России. "Среди наиболее популярных методов обмана также получение доступа к аккаунтам людей на госуслугах. Примечательно, что пострадавшие обычно переходят по ссылке, которую присылают злоумышленники, а также добровольно переводят им деньги", - отмечают в ЦБ.
На днях правительство внесло в Госдуму законопроект из примерно 30 мер по борьбе с телефонными мошенниками. Среди них - защита от быстрой смены пароля на госуслугах. Мошенники часто просят назвать им пришедший жертве по смс цифровой код для смены пароля от аккаунта на госуслугах, после чего человек теряет к нему доступ. Как следует из законопроекта, после принятия изменений код будет приходить только через 10-15 минут после его запроса.
Большая часть пострадавших респондентов отметили, что их потери из-за действий мошенников не превысили 20 тыс. руб., добавляют в ЦБ. Однако возросла доля крупных переводов: от 100 до 500 тыс. руб. Большинство опрошенных (более 70%) после общения со злоумышленниками лишились собственных сбережений, а 15% пострадавших отдали им кредитные деньги, рассказали в Банке России. При этом обманутые люди стали чаще заявлять о хищениях: 42,8% жертв мошенничества обращались в свой банк, а 30% - в полицию.