Дело в том, что транспортное предприятие, перевозящее пассажиров, должно отвечать за их безопасность. И в случае происшествий должно возмещать ущерб. Для этого у нас было введено страхование ответственности перевозчика. Однако оно работало для самолетов, поездов, автобусов. С недавнего времени стало распространяться на таксистов.
Поясним, в чем разница между ОСАГО и ОСГОП. Простой пример. Водитель автобуса сбил пешехода. По страховке пострадавшему пешеходу выплатят максимум 500 тысяч рублей. А если в автобусе в результате происшествия пострадал пассажир, то ему выплатят до 2 млн рублей.
Как отметили в Национальном союзе страховщиков, ответственность перевозчика можно застраховать. А с введением новых поправок в закон появляется возможность оформить "короткий" полис ОСГОП. Это станет стимулом для исполнения таксистами российского законодательства, направленного на повышение безопасности пассажиров. Ведь выплаты пассажирам за причинение вреда здоровью вырастают в разы.
Таксисты смогут покупать короткий полис на время, в течение которого планируют подрабатывать извозом, а не на целый год.
1 сентября 2024 года вступили в силу поправки в законодательство, предусматривающие распространение ОСГОП на перевозки легковыми такси. Однако по состоянию на декабрь 2024 года было заключено примерно в 2,5 раза меньше таких договоров ОСГОП, чем числится официальных легковых такси в стране.
Как сообщил "РГ" начальник управления методологии страхования Национального союза страховщиков ответственности Михаил Порватов, это новый вектор развития страхования. Хотя непонятно, кому это надо. Дело в том, что средняя премия по ОСГОП - 3,5 тысячи рублей в год. Экономического смысла в этом нет. Если эти деньги поделить на 365 дней в году, то получаются копейки. Очевидно, что короткие полисы будут стоить дороже годовых, если пересчитывать по дням.
Изначально эту идею списали с поправок в ОСАГО, где можно купить полис на один день. Но в такси и ОСГОП это не работает. Потому что уполномоченный орган рассматривает уведомление о выдаче разрешения в течение трех-пяти дней. На момент обращения договор был действующим. А на следующий - уже нет.
Как рассказал руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислав Швагерус, изначально предлагался другой подход. У нас изначально разделены юридические лица и самозанятые. Теперь предлагается другой подход.
Страховое сообщество быстро отреагировало. Ввели краткосрочное страхование. Безусловно, эта мера необходима, считает Станислав Швагерус. Но фактически речь идет о новой форме страхования.
Страховщики и таксисты придерживаются разных мнений. Законопроект требует существенной доработки, причем с обсуждением всем сообществом.
Он должен содержать изменения во всем законодательстве в сфере такси.