В Губернском театре состоялась премьера спектакля "Дама с собачкой"

Это одна из первых премьер наступившего года. Чехова в Губернском театре любят давно и крепко: худрук Сергей Безруков уже ставил "Дядю Ваню" и "Вишневый сад", в прошлом сезоне - "Чайку" (минувшим летом эскиз спектакля был представлен публике прямо у пруда, на свежем воздухе, по-русски говоря - в версии open-air).
Ялтинские зазывалы предлагают фотографироваться с местной знаменитостью - Антоном Павловичем.
Ялтинские зазывалы предлагают фотографироваться с местной знаменитостью - Антоном Павловичем. / Герман Жигунов / Московский Губернский театр

Но "Дама с собачкой" не пьеса - рассказ. Режиссер Алла Решетникова уверяет, что хотела поставить просто "милый romantique", такую романтическую штучку - но автор стал сопротивляться и увел куда-то в сторону. Куда?

"Даму с собачкой" Антон Павлович написал в ялтинский период, лет за пять до заката своей жизни. Образ писателя - точнее, его картонный двойник - сразу и появляется на сцене: сидя в плетеном кресле, он любуется видами "жемчужины Крыма". Сценография кажется лаконичной - но она одновременно многозначна и объемна: сверху свисает несколько рам разных размеров - то ли картины, то ли окна. Крымские пейзажи в них сменяются городскими улицами. Все оживает на глазах, как состояния души героев. То над тихим морем ласковое солнце. То, бывает, шторм. То просто выглянет хитрая мордочка белого шпица.

Это история не столько про встречу двух людей, сколько про встречу их с самим собой

Времена, конечно же, перемешались. Правда же, велик соблазн для режиссера: хоть штрихами, но обрисовать сегодняшнюю Ялту. Много изменилось в жизни курортников с чеховских времен? Вот Гуров (Антон Соколов), завернутый в полотенце после заплыва. Вот и зазывалы предлагают отдыхающим фотографироваться с местной знаменитостью - и в этой роли все тот же картонный Антон Павлович. А вот в одной из сцен Гуров и Анна Сергеевна (Наталья Шклярук) бросают мячики в мишень, как в тире, и получают приз за меткость - огромного мягкого медведя. Надо сказать, что чеховскому тексту эти хулиганства не вредят и не мешают.

В истории о том, как ни к чему не обязывающее приключение (так называл циничный Гуров поначалу свой роман с Анной Сергеевной) перерастает в неизлечимую любовь и меняет их самих, кроме двух главных героев есть еще немало персонажей. Есть рассказчик и няня (обе роли - Андрей Исаенков). Есть странные существа - то ли клоуны, то ли мимы (Дмитрий Воркунов, Сергей Ренсевич) - будто с луны свалились в эту жизнь. Кто они, проводники судьбы?

Влюбленные встречаются в театре, на премьере "Гейши", как в тумане - сквозь туман,Восток и мистику. Китайские маски, алые зонтики, Анну Сергеевну вносят на руках, как в затененном паланкине… Простой сюжет перенесен в другое измерение - на драму повседневности ложатся отблески возвышенной трагедии.

Режиссер Алла Решетникова говорит: "Это история не столько про встречу двух людей, сколько про встречу их с самим собой. Это про то, когда человек, наконец, задает себе вопрос: а что ТЫ хочешь? И начинает жить по своему сценарию - не по навязанному кем-то. Обычно это понимание приходит поздно, и не случайно Чехов пишет "Даму с собачкой", когда жизнь уже не оставляла ему времени на лукавство".

Финал в рассказе у Чехова остался открытым. Что будет дальше? "До конца еще далеко-далеко и самое сложное и трудное только еще начинается". Суждено ли Гурову с Анной Сергеевной остаться вместе - или вырваться из круга обстоятельств им не суждено?

Спектакль следует за автором. Один из деревянных помостов поднимается - треугольный, словно парус. Знак надежды? Ну а если штиль, а если ветер не попутный?

Встал этот громоздкий "парус" на сцене ровно между героями - разделив их. Все-таки надежды нет? Ответы есть, наверное, у нас, у зрителей. А мы такие хрупкие…

Прямая речь

Сергей Безруков, художественный руководитель Московского Губернского театра:

- У Чехова всегда в произведениях сто пудов любви, и чаще всего это любовь несчастная, неразделенная - или, как в "Даме с собачкой", любовь взаимная, но запретная. Можно сказать, что Чехов в своих произведениях создает целую энциклопедию самых разных проявлений любви. Но всегда любовь становится для каждого героя тем "пробным камнем", который показывает ему и нам, кто он есть в этой жизни.