"Открытая школа": своим опытом делится "Ника"

Педагоги школы "Ника" поделились опытом работы с детьми
В Национальном центре "Россия" запустили проект "Открытая школа: презентация лучших практик". В его рамках лучшие образовательные заведения рассказывают о своем опыте работы и ценностях, которые ее сопровождают. Представила свою презентацию и московская частная школа "Ника". Ее педагоги рассказали о своем тридцатилетнем опыте работы с детьми, международном сотрудничестве, тьюторском и психологическом сопровождении детей и многом другом, что ставит эту школу в ряд самых успешных в столице.
Ольга Панина, замдиректора "Ники", поделилась, как в этой школе детей учат выбирать профессию в соответствии с их интересами.
Ольга Панина, замдиректора "Ники", поделилась, как в этой школе детей учат выбирать профессию в соответствии с их интересами. / Пресс- служба школы "Ника"

Двойной диплом

Ключевые шаги к международному сотрудничеству школа сделала в 2022 году. Именно тогда "Ника" стала членом International Schools Association (ISA) - организации, созданной в 1951 году в Женеве, которая занимается формированием школьного сообщества учеников и педагогов. Благодаря этому шагу их ученики получили возможность путешествовать по миру и принимать участие в международных конференциях. Вместе с ISA "никовцы" уже побывали в Италии, Мексике и Турции.

Диплом международного образца дает выпускникам большую свободу в выборе дальнейшего образования

В том же 2022 году "Ника" вступила в международную ассоциацию тестирования иностранных языков - ALTE. Эта организация распространяет передовые практики подготовки к экзаменам по иностранным языкам, а также методики их преподавания. "Нам было важно, чтобы наши педагоги имели доступ к экспертным материалам о преподавании и методическим новинкам, чтобы они во всей полноте понимали, по каким критериям ребят оценивают на международных языковых экзаменах. Это помогает нам лучше выстраивать образовательный процесс", - подчеркнула директор по развитию "Ники" Екатерина Лукьянова.

Есть у этой школы партнерские отношения и с конкретными образовательными организациями, благодаря которым ее учащиеся могут заниматься по программе "двойного диплома", получая не только российский аттестат о среднем образовании, но и американский. Екатерина Лукьянова рассказывает: "Мы обратились к нескольким международным школам, и американские коллеги пошли нам навстречу: они взяли нашу программу, после чего обрисовали академическую разницу в 6-7 предметов... Теперь ребята, продолжая учиться у нас очно, при желании могут заниматься онлайн еще и по американской программе". Диплом международного образца, как отмечают в школе, дает выпускникам большую свободу в выборе дальнейшего образования, а практика обучения на английском вносит уникальный вклад в общее образование детей.

Шаг к профессии

В "Нике" действует система профильного обучения. Еще в пятом классе ученики школы могут выбрать, какие предметы они хотят изучать углубленно, а в седьмом - начать предпрофильную подготовку по техническому, социально-экономическому, естественно-научному, гуманитарному или универсальному направлению. Старшеклассники же могут поступить в профильный класс по одному из перечисленных направлений или работать по индивидуальному плану с большими возможностями выбора предметов и уровней их освоения.

Как считают в школе, такая дифференциация позволяет наиболее эффективно отвечать на запросы детей и помогает им лучше разобраться в собственных предпочтениях. "Наша цель - научить ребят выбирать направление в соответствии со своими интересами, способностями и ценностями. Такой подход помогает снизить риск случайного выбора профиля и сформировать положительную устойчивую мотивацию к обучению у подростков", - отметила в своем выступлении замдиректора по учебно-воспитательной работе Ольга Панина.

Для того чтобы подход к выбору профиля и, как следствие, дальнейшему выбору учебы был осознанным, школа активно занимается профориентацией. "Мы знакомим ребят с миром профессий, предлагаем участвовать в различных мастер-классах, проводим встречи с профессионалами и экскурсии на предприятия", - рассказала Панина. С этой целю школа реализует проект "Мастерская профессий", в рамках которого родители учащихся приходят в классы для проведения ознакомительных лекций или приглашают учеников к себе на работу. Развивает сотрудничество и с вузами - МГУ, МФТИ, РЭУ им. Плеханова и РУДН.

Тьютор рядом

Важное место в "Нике" занимают департаменты, задача которых - поддержка детей, - тьюторская и психологическая службы. Замдиректора по воспитательной работе Елена Дубовикова рассказала на презентации: "Тьюторство в "Нике" - инструмент, который помогает ребятам выстроить индивидуальный маршрут своего развития, родителям - лучше понять ребенка, а школе - сделать образование по-настоящему личностно-ориентированным". Так, тьюторы "Ники" помогают детям разобраться в своих целях и найти пути их достижения. Они - связующее звено между семьей и школой. Тьюторы занимаются профориентационной работой, индивидуально консультируют учеников. А еще поддерживают ребят на уроках и переменах, гуляют с ними, следят за выполнением домашнего задания и помогают детям освоиться в кружках и секциях.

Психологическая служба "Ники" проводит индивидуальные и групповые занятия, во время которых учит детей общению, выходить из конфликтов, управлять своими эмоциями и бороться со стрессом.

Психолог Татьяна Алферова так рассказала о своей работе: "Мы помогаем создавать атмосферу доверия, в любой момент готовы включиться в те сложности, которые возникают у ребят".

По инициативе психологической службы в школе появилась новая традиция - "Ночь в школе". "Она стала ответом на запрос самих учеников, - объяснила Алферова. - Мы спросили у них, чего им не хватает для счастья, и они ответили: "Потусить ночью в школе". Скорее всего, дети этого не ожидали, но мы дали им эту возможность". Как объяснила психолог Татьяна Малютина, это событие для подростков стало возможностью "оказаться во взаимодействии с одноклассниками и своими педагогами в условиях частичной сенсорной депривации, когда необходимо чувствовать себя, свои границы, искать границы других, формировать особые отношения". Таким образом, у детей появляется шанс "посмотреть на себя и на всю школу с другой стороны".

Работают специалисты психологической службы и со взрослыми. Они стремятся создать условия, в которых учителя могут расслабиться и набраться сил. Малютина объяснила, что в рамках психологических игр, которые здесь проводятся, педагоги могут "остановиться, взять паузу, обратить внимание на свои чувства, эмоции, переживания". Несколько инициатив психологической службы обращены и к родителям. В клубе "На стороне подростка" они могут обсудить сложные проблемы взросления детей, а написав на "Почту доверия", получить оперативный ответ от экспертов-психологов по любому вопросу.

STEM-подход и проектная деятельность

STEM-подход (наука, технология, инженерия и математика) в обучении сам по себе практико-ориентирован и, как считают в школе, позволяет детям развивать навыки, необходимые для успешного будущего, - кооперацию, критическое мышление, умение решать проблемные вопросы. Причем обращение к STEM-практикам в "Нике" начинается еще в детском саду, рассказала замдиректора по воспитательной работе Анна Шувакина: "Сначала в детском саду, а потом и в начальной школе мы начинаем внедрять в деятельность ребят STEM-подход, что позволяет нам делать их взросление продуктивным и осознанным. Яркой демонстрацией STEM-подхода является наша мультипликационная студия, где ребята могут создавать свои мультфильмы и изучать азы анимации. Это тренирует не только технические навыки, но и творческое мышление, и эмоциональный интеллект. Каждый раз, сталкиваясь с новой задачей, ребята начинают анализировать, размышлять, предлагать креативные решения, работая в команде".

Затем, когда учащиеся переходят в среднюю и старшую школу, их проектная работа становится более серьезной. Их вовлекают в реальные проекты, в том числе международные, где можно применить ранее полученные знания. Одним из таких проектов стало создание дрона для сельского хозяйства.

"Команда учеников прошла путь от освоения методов земледелия и сборки аппаратуры до оценки рисков на пути движения к основной цели проекта - экономии ресурсов и повышения урожайности", - описала проект учитель химии и биологии Елена Лапонькина. Она отметила, что благодаря этому и другим международным проектам "никовцы обмениваются идеями с ровесниками из разных стран, учатся понимать современные вызовы в экологии, устойчивом развитии и технологическом прогрессе, что повышает их уверенность в собственных силах и формирует глобальное мышление".

Допобразование или путь к карьере

О дополнительном образовании в "Нике" рассказала замдиректора по воспитательной работе Ирина Маратканова: "Ключевым направлением в наших кружках мы видим развитие гибких навыков - умения креативно мыслить, работать в команде. Учим детей также работать с базами данных, таблицами, основам кибербезопасности, цифровой анимации и робототехники". В "Нике" - более 100 кружков и секций, все они так или иначе становятся отправной точкой в будущей карьере учащихся. "Приведу пример: Ксюша - потрясающая девушка, активистка, отличница - в девятом классе записалась на кружок "Основы режиссуры кино и телевидения". Сейчас Ксения - успешная студентка второго курса режиссерского факультета ВГИКа", - вспоминает Маратканова.

Помимо регулярных программ допобразования, есть и ежегодные события, которые также имеют образовательно-воспитательную функцию. Особое место среди них занимают Международные Тургеневские чтения. В них участвуют 17 стран, объединяя в год более 1300 человек. Участники Тургеневских чтений готовят исследовательские проекты, снимают буктрейлеры (художественные видеопрезентации литературных произведений), создают своими руками арт-объекты, рисуют обложки книг, оформляют афиши, поют романсы XIX века, соревнуются в чтении произведений Тургенева и его современников. Учитель русского языка и литературы Максим Осмоловский отметил: "Обычный конкурс, созданный нашей школой, со временем перерос в масштабное литературное событие, в членах жюри которого - ведущие эксперты, лучшие филологи и искусствоведы. Поработать с такими наставниками и даже получить их замечания - дорогого стоит".

Популярен и средневековый фестиваль "Перекресток эпох", гости которого могут принять участие в рыцарском поединке, освоить стрельбу из лука, ремесло гончара, мастера кожевенного дела, специалиста по написанию рун или старинной вязи, и Благотворительная ярмарка, где дети и их семьи примеряют роль бизнесменов, стремясь заработать как можно больше денег на помощь нуждающимся. Осмоловский подчеркнул: "Такие события - мощный инструмент развития личности, участие в них - это инвестиция в будущее ребенка".