Популярный инструмент накопления: Россияне стали активнее страховать жизнь

Накопительное страхование жизни обновило рекорд по сборам
Несмотря на высокие ставки по вкладам, накопительное страхование жизни (НСЖ) остается одним из самых популярных инструментов накоплений и показывает рекорды и по сборам, и по выплатам. По словам страховщиков, средняя сумма по долгосрочным договорам выросла на треть. В то же время они отмечают тренд на сокращение горизонта планирования у страхователей.
Кирилл Каллиников / РИА Новости

По предварительным оценкам Всероссийского союза страховщиков (ВСС), в 2024 году сборы по НСЖ выросли на рекордные 310% по сравнению с 2023 годом, до 1,4 триллиона рублей. Выплаты прибавили еще больше - 477% и достигли 876 миллиардов рублей.

"Страхование жизни остается одним из самых востребованных страховых продуктов у россиян. Все больше людей узнают о нем, а в условиях высокой ключевой ставки и благодаря постоянному совершенствованию продуктов этот сегмент стал еще более привлекательным", - рассказал президент ВСС Евгений Уфимцев.

При этом люди покупают страхование жизни осознанно - мисселинг, когда страховые продукты продавались под видом банковских, остался в прошлом, уверяют участники рынка. Это подтверждают данные Банка России: в 2024 году случаи мисселинга сократились более чем в 2 раза. Жалоб на страховщиков в целом стало меньше на 30%.

Люди стали больше копить. Генеральный директор "Капитал Лайф Страхование Жизни" Евгений Гуревич поделился результатами опроса, согласно которому у 59% россиян есть накопления, а у 46% за последний год накопления выросли. Больше половины копят на финансовую подушку безопасности. Растет доля тех, кто копит на отдых, недвижимость и пенсию.

Люди меняют поведенческую модель с потребления на защиту, сбережение и приумножение своих средств, отметил и генеральный директор "Ренессанс Жизнь" Олег Киселев. Программы страхования жизни остаются одним из самых популярных инструментов накоплений. За период 2023-2024 гг. средняя сумма по долгосрочным договорам страхования жизни увеличилась на 31%, отметил он. По мнению эксперта, это говорит о том, что люди готовы регулярно отчислять большие суммы для получения гарантированного дохода.

Генеральный директор "Ингосстрах-Жизнь" Владимир Черников обратил внимание на снижение горизонта планирования в страховании жизни. Евгений Гуревич согласился с тем, что структура договоров сдвинулась в сторону более коротких продуктов. Этот тренд отмечается и во вкладах - больше 90% открыты на срок до года.

Накопления есть у 59 процентов россиян, среди популярных целей - отдых, недвижимость и пенсия

По словам Черникова, страхование жизни стали чаще покупать женщины, а 35% страхователей - в возрасте до 35 лет.

В этом году НСЖ останется драйвером рынка, его также поддержит долевое страхование жизни (ДСЖ). Этот новый продукт страховщики имеют право продавать с 1 января 2025 года. Первые предложения появятся в их портфелях во втором квартале. В частности, ко второму кварталу планирует запустить ПИФ под собственным управлением "Сбербанк Страхование Жизни", позже страховщик будет предлагать и ПИФы под управлением партнеров, рассказал исполнительный директор компании Евгений Щекланов.