Аналитики отмечают, что индекс электромобилей в России вырос за два года на 86%, а число авто, использующих для передвижения электрическую энергию, увеличилось на треть. "Мы наблюдаем за несколькими параметрами, которые позволяют прогнозировать спрос у разных категорий потребителей в 2025 году, чтобы понимать, какие сегменты на рынке электромобилей будут расти, несмотря на высокую кредитную ставку, увеличение утилизационного сбора и отмену части льгот для электромобилей иностранного производства", - отмечает директор по стратегии и коммуникациям МТС AdTech Ирина Фоминова.
По данным исследования, сегодня большая часть электрокаров - почти 40% - эксплуатируется в Центральном федеральном округе, однако активен и Дальний Восток - здесь, согласно статистике, зарегистрирована каждая десятая электромашина в стране. Охотно пользуются электромобилями жители Санкт-Петербурга, Махачкалы и Екатеринбурга.
В основном на таких авто ездят мужчины (в среднем 80-82% от общего количества пользователей электрокаров). 38% пользователей электромобилей имеют доход от 70 до 150 тысяч рублей, 17% - более 150 тысяч.
Инфраструктура для электромобилей развивается прежде всего в крупных городах, рассказывает доцент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук Мария Ермилова. "В частности, Москва достаточно активно в этом развивается. И это постепенно стимулирует спрос. Помимо этого, население рассматривает более интересные условия по налогообложению. Более востребованы будут электромобили в центральных регионах. При развитии инфраструктуры интерес к электротранспорту, как к наиболее удобному и выгодному, повысится и в регионах, где теплый климат. Также стоит обратить внимание на гибриды, где можно использовать и стандартный двигатель, и электро", - подчеркивает эксперт.
В то же время, по мнению научного руководителя Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, профессора Михаила Блинкина, электромобили являются сегодня предметом элитарного потребления, поскольку исключительно дороги. Кроме того, для обоснования их экологического преимущества необходимо создание налаженной системы утилизации. Поэтому, с точки зрения эксперта, для России более оптимальным является путь развития газомоторного автомобилестроения.
"У нас много газа, и по ряду геополитических причин его поток за рубеж уменьшился. В этих условиях развитие внутреннего газового рынка - положительное событие. Да и сами газомоторные автомобили, особенно на сжиженном природном газе, превосходный вариант. Зарядная инфраструктура для них не слишком отличается от обычной, бензиновой. Поэтому оптимальный энергетический переход для России - это использование не электро-, а газомоторных автомобилей", - подчеркивает эксперт.