Франшиза позволяет вести бизнес под именем известного бренда и использовать его бизнес-модель. Оборот рынка франчайзинга за 2024 год вырос на 17% до показателя 3,72 трлн рублей. Количество франчайзинговых точек в России за 2024 год выросло на 8%. Всего по франчайзингу работает около 200 тыс. точек - это магазины, рестораны, агентства недвижимости, пункты выдачи заказов, "магазины у дома", детские центры, медицинские лаборатории. Рынок франчайзинга расширяется как за счет вовлечения новых инвесторов, так и за счет развития действующих. "Растет число так называемых мультифранчайзи, которые открывают по франшизе точки нескольких брендов и даже работают в разных сегментах бизнеса, например, совмещая магазин одежды и небольшую кофейню", - отмечает руководитель каталога Franshiza.ru Анна Рождественская.
На 89% рынок состоит из российских брендов, и эта цифра постоянно растет. Иностранные бренды практически отсутствуют в сфере услуг населению, таких как образование, медицина, логистика, продуктовая розница. Международные бренды можно встретить в сегменте общественного питания и фэшн-ретейла.
По словам председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игоря Караваева, франшиза продуктовых магазинов - одна из самых востребованных на рынке франчайзинга среди предпринимателей. Большой спрос у предпринимателей и потенциал демонстрируют франшизы малого и сверхмалого форматов. Такие форматы торговли популярны благодаря низким затратам на запуск и быстрой окупаемости. Ретейлерам франшиза позволяет ускорить выход в отдаленные регионы и способствует распространению стандартов федерального ретейла.
Число запросов на покупку франшизы в 2024 году выросло на 14% исходя из числа запросов в различных каналах. На лидирующих позициях по спросу на франшизы находятся Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область. Рост интереса к франчайзингу ощущается в тех регионах, где увеличивается турпоток и развивается инфраструктура.
Основатель каталога франшиз Businessmens.ru Юрий Богомолов отмечает, что в 2024 году доля женщин среди предпринимателей, оставляющих заявки на покупку франшизы, увеличилась до 50,5%. В 2023 году она составляла только 46,4%. Бизнесом по франшизе в прошлом году больше всего интересовались люди от 22 до 34 лет (34,7% от общего объема заявок).