В Устав железнодорожного транспорта впервые ввели понятия "туристский поезд", "туристский железнодорожный маршрут" и "туристские железнодорожные перевозки". Поправки, объединяющие туристическую и железнодорожную отрасли, вступят в силу с сентября. Как отметила соавтор инициативы депутат Надежда Школкина, в прошлом году туристическими поездами воспользовались более 1 млн пассажиров. "И это далеко не предел, желающих с каждым годом становится больше, потому что путешествовать в комфортных условиях, осматривая достопримечательности, не таская с собой чемодан, это действительно очень удобно, особенно для семей с детьми", - отметила она.
Дифференциация железнодорожной туристической перевозки от регулярной пассажирской необходима для создания четких правовых рамок и условий, которые позволят железнодорожному туризму развиваться как отдельному сегменту транспортной отрасли, пояснил "РГ" советник гендиректора Южно-Кавказской железной дороги по стратегическому развитию Алексей Лерон. В обычной пассажирской перевозке основной целью является перемещение из пункта А в пункт Б с минимальными затратами времени и ресурсов, туристическая же перевозка предполагает более длительные остановки в интересных местах, включение в маршрут живописных природных зон, исторических и культурных объектов. "Все это требует отдельного регулирования, поскольку туристический поезд не должен подчиняться тем же нормативам, что и регулярный рейс, рассчитанный на максимальную пропускную способность и строгий график", - отметил Лерон. Кроме того, в обычных поездах билетная политика ориентирована на стандартные тарифы, в туристических же можно включать экскурсии, питание и дополнительные сервисы, что требует иной модели ценообразования и условий продажи.
Как сообщил на итоговом заседании правления замглавы РЖД Иван Колесников, в 2024 году путешествовали турпоездами на 17% больше пассажиров, чем годом ранее. Прирост по поездам дальнего следования составил 10%, в пригороде - 22%. По данным РЖД, в прошлом году действовал 91 туристический железнодорожный маршрут, что на десять больше, чем в 2023 году. Они объединяли 46 регионов и 68 городов, из них 59 - были дальними маршрутами: круизными, событийными и "выходного дня", и 32 - пригородными, предлагающими однодневные поездки. "В течение года увеличим количество маршрутов до ста", - пообещал замглавы РЖД.
Самыми популярными дальними маршрутами в РЖД назвали "Жемчужину Кавказа" - недельный тур из Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Майкоп, Владикавказ, Грозный, Дербент, Нальчик и обратно, "По Золотому кольцу" - четырехдневный тур с заездами в Ярославль, Иваново или Кострому, Владимир и Суздаль, "В Карелию" - двухдневный тур: Москва - Петрозаводск - Сортавала - Петрозаводск - Москва, а также Рускеальский и Уральский экспрессы и "К виноградникам у моря". В числе пригородных маршрутов, особым спросом пользовались "В Болдино" (Нижегородская область), "Путешествие в Краснолесье" (Калининградская область) и "Чайковский экспресс" (Республика Удмуртия).
Железнодорожные туристические поездки обходятся, безусловно, дороже обычных пассажирских. В стоимость билета включены не только расходы на проезд в купе, но и питание, экскурсионное обслуживание, развлекательные программы. В некоторых поездах есть специализированные вагоны-сцены, где проходят театрализованные постановки, вагоны-спортзалы и даже вагоны-сауны. Для выхода на массовый рынок необходимо оптимизировать стоимость таких путешествий, считает Лерон. В качестве примера успешного проекта он привел поезд "Жемчужина Кавказа", стоимость билета на который начинается от 47 тыс. рублей, а экскурсии можно приобрести отдельно или в составе пакета по цене от 7 до 34 тыс. рублей. "С момента запуска этого маршрута на нем уже путешествовали свыше 20 тыс. туристов", - отметил эксперт.