Если в январе 2022 года о дефиците кадров заявляла четверть предприятий (согласно исследованию Института Гайдара), то в апреле 2024-го, по опросам ЦБ, - уже 70 процентов. В новом году нехватка сотрудников станет еще острее ввиду накопленной базы дефицита и амбициозных целевых показателей. Только в добывающем секторе на горизонте 10 лет может появиться более 40 тысяч рабочих мест на 20 новых ГОКах.
В то же время трудиться по специальности продолжают, по данным "Работа.ру", лишь треть выпускников. Промпредприятия конкурируют за них с компаниями сервисной экономики, предлагающими более комфортные условия труда при соизмеримой зарплате.
Бизнес, система образования и государство совместно давят на все рычаги управления численностью персонала. Реализуются проекты господдержки ("Россия - страна возможностей", "Профессионалитет", программы "Агентства стратегических инициатив"), улучшаются условия труда и жизни работников. В 2025 году можно ожидать усиления этой активности - от укрепления связей между бизнесом и учебными центрами до развития инфраструктуры моногородов, формирования для муниципалитетов многолетних программ развития с участием предприятий.
Тренд на импортозамещение давний, но в текущих условиях он получил дополнительный толчок. В ноябре 2024 года правительство России утвердило постановление № 1492, нацеленное на развитие отечественных технологий и снижение зависимости от иностранных решений в ключевых отраслях промышленности. Развитие производства оборудования, материалов и технологий продолжает иметь стратегическое значение. И в 2025-м предприятия будут ориентированы не только на закрытие потребностей внутреннего рынка, но и на экспансию в дружественные страны.
На сегодня 43 процента российских производителей отмечает сохранение высокой зависимости от импортного оборудования - против 65 процентов годом ранее, говорится в исследовании ВШЭ. Минпромторг ожидает увеличения доли отечественного оборудования до 70 процентов в нефтегазовой промышленности и ставит задачу к 2035-му увеличить долю отечественной продукции с 60 до 80 процентов в ряде других отраслей. В ИT важнейшей задачей остается миграция с западных на отечественные прикладные продукты, начиная с базы: АСУ ТП, SCADA и MES-систем.
В прошлом году правительство РФ поставило задачу нарастить темпы изучения минерально-сырьевой базы страны. Государство нацелено на обеспечение независимости от импорта стратегически важных ресурсов, включая редкоземельные металлы, литий, ниобий и другие дефицитные элементы и материалы, востребованные в высокотехнологичных отраслях. Теперь 70 процентов федеральных расходов на геологоразведку направляется на поиск месторождений критических металлов. Эксперты АО "Росгео" отмечают: необходимо увеличить бюджетное финансирование геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые в три-четыре раза от уровня 2024 года.
В ближайшее время основные усилия по развитию геологоразведки и привлечению частных инвестиций будут связаны с Дальним Востоком, Восточной Сибирью и Арктикой. К 2030 году в ДФО ожидают открытия более тысячи месторождений, в СФО рассчитывают значительно прирастить прогнозные запасы урана, лития, вольфрама, титана, хромовых руд, золота и меди. Финансирование обеспечивается из федерального бюджета по проекту "Геология: возрождение легенды". В 2025-2027 годах на него выделят 41 миллиард рублей.
Что касается ИТ, то время быстрых побед исчерпывается, сложность ПО возрастает. Крупные промышленные холдинги внедряют передовые мировые решения: беспилотные технологии, интегрированные центры удаленного управления (IROC), цифровые двойники и искусственный интеллект. Значительная часть компаний сосредотачивается на системах, которые дают эффект в перспективе нескольких лет. Так, более 60 процентов промышленных предприятий планирует увеличить CAPEX на внедрение цифровых платформ в ближайший год, несмотря на длительную отдачу инвестиций. Совокупный объем рынка промышленных IoT-решений в России в 2025-м может достичь 130 миллиардов рублей, при этом более 40 процентов проектов будет иметь горизонт окупаемости свыше трех лет.
Наконец, на Россию, пусть и медленно, влияет и мировой тренд на декарбонизацию и переход к зеленым технологиям. Осенью Минэкономразвития предложило изменить планы по сокращению выбросов СО2 - к 2030 году они должны быть снижены до 1483 миллионов тонн, что на 11 процентов ниже цели, указанной в стратегии 2021 года. Более амбициозная задача может объясняться нисходящими трендами в добыче нефти и газа, выпуском углеродных единиц и национальной системой мониторинга, которая позволит фиксировать успехи в сокращении выбросов. Однако экологическая повестка в условиях санкций и перестройки экономики отступает на задний план. Регуляции затрагивают пока больше экспортно ориентированные компании.