В реестр легковых такси Санкт-Петербурга сегодня включено более 60 тысяч транспортных средств, из которых свыше 10 тысяч не имеют привязки к конкретному перевозчику, то есть принадлежат частным лицам. Одновременно в городе насчитывается примерно 22 тысячи лиц, вставших на налоговый учет в качестве самозанятых и указавших такси как основной род своей деятельности. Но на деле город фактически "не видит" этих таксистов. Так, в официальном реестре перевозчиков легковым такси Санкт-Петербурга содержатся сведения только о 731 самозанятом гражданине. Остальные лица либо так и не смогли выйти на рынок, либо предоставляют услуги такси незаконно. Напомним, что осуществление перевозок без разрешения (без внесения в реестр) предусматривает ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность и наказание в виде крупного штрафа.
Эта ненормальная ситуация объясняется требованиями Федерального закона N 580-ФЗ, согласно которым получить разрешение на осуществление деятельности легкового такси можно только на территории места нахождения (места жительства) заявителя. К заявителям в данном случае относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица - те самые самозанятые. Предлагается сохранить это требование только в отношении юрлиц и ИП. Принятие предложенных изменений "снизит социальную напряженность, будет способствовать минимизации дефицита водителей легкового такси", полагают в Мариинском дворце.
Это предложение стало одним из способов борьбы с образовавшейся в городе нехваткой водителей такси и ростом цен на таксомоторные перевозки. Кроме того, вывод частников на свет и привлечение их к легальной работе должно пополнить городской бюджет, поскольку самозанятые граждане платят налоги по месту своей деятельности, а не постоянного жительства.
"По оценке экспертов, ежегодно мимо городского бюджета проходит до пяти миллиардов рублей. Плюс не забываем, что самозанятые - противовес операторам такси, которые зарегистрированы в Москве, а значит, и все налоги от них остаются в столице. Поэтому, уверен, самозанятым надо позволить выйти из тени. Это будет выгодно и таксистам, и гражданам, и городскому бюджету", - заявили инициаторы проекта.
Глава комиссии Заксобрания по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Алексей Цивилев пояснил корреспонденту "РГ", что петербургская инициатива федерального уровня уже поддержана профессиональным сообществом, в частности организацией Международный Евразийский форум "Такси" (МЕФТ).
В настоящее время люди из других регионов РФ, прежде всего Северо-Запада, приезжая в Петербург, не могут официально оформиться для работы в такси в качестве самозанятых, хотя по любой другой специальности, кроме таксиста, самозанятый гражданин может работать в любом регионе страны. "По факту люди не оформляются, а мы не получаем пять миллиардов налогов", - говорят чиновники.
Цивилев категорически отверг упреки в том, что после принятия изменений в Петербург якобы хлынут за "легким заработком" иногородние водители и мигранты. "Все эти таксисты и так у нас работают. Мы хотим, чтобы Петербург видел, кто у нас работает, и они должны работать легально. Мы хотим, чтобы люди работали законно и законно платили налоги", - сказал собеседник "РГ". Он добавил, что никаких преференций какой-либо группе самозанятых этим законопроектом не создается.
Ранее сообщалось, что в 2024 году в реестр легковых такси Петербурга было внесено 24,5 тысячи новых машин, что почти на 40 процентов больше, чем годом ранее. К началу 2025 года средний возраст автомобилей, включенных в реестр легковых такси, снизился до 3,6 года. За прошлый год более чем на четверть увеличилось количество легальных перевозчиков. Разрешения на работу в сфере такси получили 150 новых индивидуальных предпринимателей и 824 самозанятых.
В 2025 году будет запущена новая региональная информационная система в сфере такси. Она позволит упростить взаимодействие перевозчиков с органами власти, уменьшить сроки рассмотрения заявлений и документов, обеспечит сбор и анализ всех данных о перевозках.