Зерновые терминалы Кубани расширили географию поставок

По данным Ассоциации морских торговых портов, грузооборот в Азово-Черноморском бассейне в 2024-м снизился на 5,4 процента в сравнении с 2023 годом. Из всех портов перевалка увеличилась только в терминалах Новороссийска (164,8 миллиона тонн с ростом на 2,1 процента) и Кавказа (23 миллиона тонн, рост - 7,5 процента).
У зерновых терминалов положительная динамика оборота в отличие от портов, которые специализируются на других грузах
У зерновых терминалов положительная динамика оборота в отличие от портов, которые специализируются на других грузах / Пресс-служба НЗТ

В целом же в России грузооборот снизился на 2,3 процента и составил 886,3 миллиона тонн.

Тем не менее опрошенные "РГ" представители отрасли, имеющие терминалы в портах Новороссийска и Тамани, называют 2024 год вполне успешным. Прежде всего это касается перевалки зерна.

Новороссийский порт

Так, в Новороссийском зерновом терминале (НЗТ) в прошлом году перевалено 7,2 миллиона тонн зерна, что на девять процента больше, чем за аналогичный период 2023 года. Как рассказали в компании, этот результат был достигнут благодаря инвестициям в модернизацию оборудования и оптимизации технологических процессов.

В частности, модернизированы прием зерна с железнодорожного транспорта и линии погрузки на морской транспорт. НЗТ стал участником нацпроекта "Производительность труда", в рамках которого был проведен реинжиниринг приемки зерна с железнодорожного транспорта. Время выгрузки сократилось на 15 процентов.

НЗТ отгружает зерно в 30 стран мира. В первую десятку вошла Республика Джибути, в которую в 2023 году товар совсем не отгружали, а также Нигерия - она поднялась с 19-го места на пятое. Лидерство сохранил Египет (1,6 миллиона тонн, прирост к 2023 году - 57 процентов), второе место заняла Саудовская Аравия (909 тысяч тонн, плюс 127 процентов, поднялась с пятой строчки), а третье место сохранил Судан (743 тысячи тонн, плюс 19 процентов).

- Прошедший год для терминала оцениваю как успешный. Мы достигли максимально возможной годовой перевалки - 7,2 миллиона тонн зерна, значительно улучшив паспортную мощность - 6,5 миллиона тонн. Это рекордное значение за всю его 22-летнюю историю, - рассказал "РГ" управляющий директор НЗТ Владислав Жуков.

Сегодня терминал реализует несколько крупных инвестиционных проектов. В их числе совместный с Новороссийским комбинатом хлебопродуктов проект "Новая пристань", который предполагает удлинение пристани N 3 на два глубоководных причала и дноуглубление. У НЗТ появятся две судопогрузочные машины, мощности по отгрузке на море увеличатся на пять миллионов тонн в год. В конце прошлого года закончено проектирование объекта, сейчас идет подготовка к строительным работам.

Второй проект, "Авто 1500", нацелен на увеличение перевалки зерна с автомобильного транспорта. Рядом с существующей площадкой НЗТ появятся шесть емкостей для хранения зерна общей вместимостью 70 тысяч тонн, две линии автоприема, конвейерная линия. Строительство в финальной стадии, завершить его планируют к середине 2025 года.

Контейнеры и зерно

Контейнерный терминал НУТЭП и зерновой терминал КСК (оба входят в один холдинг) по итогам 2024 года также установили рекорды по перевалке. КСК отгрузил на экспорт 10,3 миллиона тонн зерна, что на 25,6 процента выше показателя 2023 года. Пропускная способность терминала выросла до 10,5 миллиона тонн. НУТЭП по итогам прошедшего года увеличил контейнерооборот на 1,7 процента, до 613 тысяч ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент) и занял второе место среди контейнерных терминалов страны.

- Рост грузооборота обеспечен за счет планомерной реализации проектов инвестиционной и операционной эффективности, осуществляемых на протяжении последних нескольких лет. Более того, мы видим долгосрочный потенциал рынка и планируем продолжать наращивать мощности, - отметил генеральный директор холдинга Игорь Яковенко.

В январе 2025 года его компания начала обрабатывать скоропортящиеся грузы в зерновом терминале в Новороссийске. Возможность осуществить перетарку груза с овощами и фруктами с парома на автотранспорт появилась после разрешения Россельхознадзора.

На НУТЭП сейчас реализуется проект реконструкции глубоководного причала N 38. К концу 2027 года мощность терминала вырастет до миллиона ДФЭ. В компании отмечают, что проекты развития КСК позволят в течение ближайших нескольких лет нарастить пропускную способность терминала до 15 миллионов тонн в год, в частности, за счет установки оборудования для выгрузки малотоннажных судов с зерном. Благодаря этому грузы можно будет доставлять в терминал по внутренним водным путям, сняв нагрузку с железнодорожного и автотранспорта.

Порт Тамань

По итогам 2024 года Зерновой терминальный комплекс Тамань (ЗТКТ) отправил на экспорт 5,7 миллиона тонн зерновых культур с ростом 24 процента за год.

- Каждый год приносит какие-то новые вызовы, но, как и раньше, мы с ними успешно справились. Это подтверждается тем, что в 2024-м ЗТКТ достиг исторических рекордов по всем направлениям, не только по перевалке зерна, но и по количеству принятых авто - 183 тысячи зерновозов, что на 20 процентов больше, чем в 2023 году, и загруженных судов (138 судов, рост - на 23 процента), - рассказал генеральный директор Зернового терминального комплекса Тамань Сергей Гнатко.

Как сообщили "РГ" в компании, структура экспорта зерна постоянно меняется. Количество стран-экспортеров за год выросло на 30 процентов, до 30 государств. Первое место заняла Кения, хотя в 2023 году ее не было даже в тройке лидеров. На второе место вышел Египет, на третье - Турция.

В 2024 году на ЗТКТ началось проектирование реконструкции причалов, планируется выполнить дноуглубление и построить вторую линию конвейеров. Это позволит нарастить скорость погрузки судов на 60 процентов. Также в ближайшее время начнется строительство железнодорожной инфраструктуры к предприятию. После реализации инвестиционных проектов годовая мощность терминала вырастет до восьми миллионов тонн.

Опрошенные "РГ" представители отрасли называют 2024 год вполне успешным. Прежде всего это касается перевалки зерна

Перевалка навалочного терминала ОТЭКО в порту Тамань в 2024 году составила более 12 миллионов тонн угля и почти 650 тысяч тонн серы (какова динамика отгрузки по сравнению с прошлым годом, в компании не сообщили). В тройку лидеров стран - получателей угля вошли Турция, Индия и Китай, растут поставки в другие развивающиеся страны Глобального Юга, такие как Вьетнам и Малайзия. Основные направления отгрузок серы из Тамани - Марокко, Сенегал, Израиль, Китай и Бразилия.

- Среди факторов, ограничивших возможности перевалки угля, можно отметить негативную динамику на сырьевом рынке, падение мировых цен по сравнению с 2022 и 2023 годами, - сообщили "РГ" в ОТЭКО.

Перевалка нефтепродуктов в наливном терминале ОТЭКО в 2024 году осталась примерно на уровне 2023 года, отмечают в компании. Продукция отправляется на рынки Турции, Ближнего Востока, Южной и Восточной Азии.

- До конца 2027 года основными направлениями экспорта останутся Китай, Индия, Турция и Южная Корея. Хотя в текущих условиях все сложнее грузить российский уголь в Южную Корею. Мы позитивно смотрим на страны АСЕАН и ждем от них роста импорта. Географические преимущества порта Тамань при отгрузках в Турцию, страны Ближнего Востока и Северной Африки очевидны. Но и морской путь до Индии из Азово-Черноморского бассейна сопоставим с тем же расстоянием от портов Дальнего Востока. При более коротком плече для железнодорожных перевозок производители часто делают выбор в пользу Тамани, - рассказали в компании.

В октябре 2024 года на навалочном терминале ОТЭКО была запущена перевалка комовой серы. В 2024 году было отгружено более 80 тысяч тонн этого продукта. Кроме комовой серы терминал ОТЭКО уже несколько лет занимается перевалкой гранулированной. План на 2025 год - отгрузить около 1,5 миллиона тонн серы.

Один из ключевых проектов 2024-2025 годов - запуск перевалки минеральных удобрений. Компания готовится к погрузке карбамида, ди- и моноаммонийфосфата (MAP/DAP), сульфата аммония, NPK и других.

- Перспективным направлением в текущем году является запуск перевалки минудобрений. На данный момент мы завершаем строительство одного из самых больших в мире складов этих продуктов с объемом хранения до 300 тысяч тонн. Он поможет нам выйти на целевые объемы перевалки уже в ближайшей перспективе, при этом наличие десяти независимых секций в структуре склада позволит одновременно работать с различными партнерами и грузами и увеличит экспортный потенциал производителей минеральных удобрений, - рассказал коммерческий директор по развитию навалочного бизнеса компании Александр Гаганов.