В данный момент ведение общего учета дебоширов законодательно не закреплено, и Росавиация его не ведет, сообщили в ведомстве "Российской газете". При этом статистика говорит, что проблема усугубляется. По данным, предоставленным отечественными авиаперевозчиками в Росавиацию, в 2023 году количество дебоширов на борту воздушных судов выросло по сравнению с 2022 годом на 23%. Увеличение за первое полугодие 2024 года, по сравнению с аналогичным периодом 2023-го, составило 39%. Глава "Аэрофлота" Сергей Александровский, подводя итоги прошлого года, сообщил, что компания зафиксировала 800 случаев дебоширства в самолетах, в пяти случаях пилоты принимали решение о вынужденной посадке и 28 раз в отношении буйных пассажиров применяли средства сдерживания.
Поправки в Воздушный кодекс, которые дают право авиакомпаниям в течение года не пускать на борт пассажиров, попавших в их "черные списки", вступили в силу в 2018 году. О необходимости создания единого для всех перевозчиков списка авиадебоширов говорят уже несколько лет. В конце января начальник Управления транспортной безопасности Росавиации Наталья Власова озвучила планы по внесению изменений в воздушное законодательство "в части ужесточения ответственности, возможного введения единого реестра авиадебоширов и увеличение срока нахождения в "черном списке". С идеей повысить срок нахождения в "черном списке" выступал и "Аэрофлот". В начале февраля глава минтранса Роман Старовойт сообщил, что в министерстве поддерживают инициативу по увеличению срока закрытия возможности пользования воздушным транспортом с года до трех лет для авиахулиганов, второй раз нарушивших правила поведения на борту.
Руководитель портала "Авиация России" Андрея Величко считает, что дебоширов на борту самолета нужно наказывать самым строжайшим образом, и это должно быть именно уголовное наказание, связанное с лишением свободы. "Единый черный список тоже может изменить ситуацию. Он нужен обязательно, чтобы в следующий раз этот человек на борт самолета уже не попал. Думаю, туда не навечно стоит вносить, а лет на пять, например. Это будет хорошим уроком на будущее", - считает Величко.
Член президиума ассоциации "Транспортная безопасность", экс-депутат Госдумы Александр Старовойтов полагает, что действующее законодательство в отношении авиадебоширов и так достаточно жесткое. "Совершенно не факт, что если поднять ответственность за правонарушение, то оно автоматически исчезнет. Примером могут быть правила дорожного движения, за нарушение которых ответственность периодически ужесточают, но при этом нельзя сказать, что статистика сильно улучшается", - отметил он. Старовойтов считает, что, прежде чем ужесточать наказание за авиадебоши, нужно детально проанализировать, по каким именно причинам произошли инциденты. И тогда уже Росавиации совместно с Минтрансом, профильным комитетом Госдумы проработать именно эти пункты. "Создание единого черного списка обсуждают уже несколько лет. Он, безусловно, необходим, и вносить дебоширов в этот список нужно как минимум на три года, а при повторном инциденте - до 10 лет или вообще лишать права летать на самолетах. Здесь лояльничать совершенно не нужно", - отметил он. Старовойтов считает, что ориентиром могут служить меры, направленные на сдерживание пьянства за рулем автомобиля. "Воздушное судно - специфический вид транспорта. Самолет не может совершить остановку, чтобы высадить нарушителя. Вынужденная посадка - очень дорогостоящая и сложная процедура. Кроме того, страдают пассажиры, которые не только наблюдают пьяный дебош, но и опаздывают на стыковочные рейсы. Здесь возникает цепочка событий, которая достаточно серьезно бьет по карману как авиационной компании, так и пассажиров - конечных получателей услуги", - подчеркнул он.
Исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев считает, что если величину штрафа за это правонарушение закреплять в абсолютных величинах, то из-за инфляции время от времени масштаб наказания придется пересматривать. Если же его закрепить в относительных величинах, например, в минимальных размерах оплаты труда, то индексация будет происходить автоматически. По поводу создания единого перечня дебоширов для всех авиакомпаний он отметил, что, когда авиакомпания создает свой собственный "черный список", она хоть и несет расходы, но защищает себя от потенциально конфликтных пассажиров. "Когда речь идет об общем черном списке, то нужно в первую очередь понимать, за чей счет и в каком формате будет происходить объединение списков отдельных авиакомпаний, как будет актуализироваться эта база данных и будут ли авиакомпании в полной мере доверять друг другу. Все вроде понимают, что это нужно, но как администрировать этот проект и кто будет за него отвечать - эти вопросы еще не в полной мере урегулированы", - отметил он.