Национальный проект "Промышленное обеспечение транспортной мобильности" предусматривает кратное увеличение объемов производства основной гражданской авиатехники (самолетов и вертолетов), судов и морской техники, высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, а также электромобилей, в том числе гибридных моделей.
Результатами его реализации станут обеспечение технологического суверенитета транспортного машиностроения на базе новых технических решений, разработка и внедрение новых отечественных технологий, а также приток высококвалифицированных кадров в инновационную транспортную отрасль.
Итогом выполнения национального проекта "Новые материалы и химия" должны стать снижение доли импорта химической и критической биотехнологической продукции и создание условий для технологического лидерства в производстве новых и перспективных материалов, в том числе композитных, и изделий из них.
Проект направлен на достижение технологической независимости и создание условий для формирования новых рынков и технологического лидерства в производстве химической и биотехнологической продукции, редких и редкоземельных металлов.
Целями национального проекта "Средства производства и автоматизации" являются обеспечение технологической независимости в производстве высокотехнологичных станков и повышение уровня промышленной роботизации. А также обеспечение отечественных предприятий профессиональными, квалифицированными кадрами, вхождение нашей страны по плотности роботизации в топ-25 ведущих государств мира.
Национальный проект "Беспилотные авиационные системы" направлен на создание технологически независимой конкурентоспособной отрасли российской экономики в секторах разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС). Результатом его реализации станет разработка и серийное производство (БАС), их компонентов и материалов, а также формирование специализированной системы их сертификации.
Нацпроекты верстались не из абстрактных пожеланий, а на основе реальных успехов, которые сегодня демонстрируют ведущие отрасли отечественной экономики в условиях жестких санкций, введенных Западом.
Так, обрабатывающая промышленность по итогам 2024 года нарастила объемы производства на 8,5 процента к 2023 году. Наиболее высокие темпы роста демонстрируют такие направления, как производство готовых металлических изделий (рост на 35,3 процента), транспортных средств и оборудования (рост на 29,6 процента), компьютеров, электронных и оптических изделий (рост на 28,8 процента), а также автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (рост на 16,5 процента).
Высокие показатели обеспечиваются накопительным эффектом за счет набранных темпов в предыдущие периоды, а также традиционным увеличением объемов производства к концу года, в том числе исполнением обязательств по ранее заключенным контрактам.
Значительный вклад в высокие результаты 2024 года внесли также сектора экономики, обеспечивающие национальную безопасность страны.
Важную роль в обеспечении технологического суверенитета страны играют критические и сквозные технологии. Нацпроекты технологического лидерства Министерство промышленности и торговли России разрабатывало во исполнение майского указа президента РФ от 18 июня 2024 года "Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий".
В нем обозначены приоритетные направления научно-технологического развития страны и 28 критических и сквозных технологий.
Их выполнение должно обеспечить к 2030 году выведение на отечественный рынок крупных линеек высококачественной высокотехнологичной отечественной продукции, созданной с использованием собственных линий разработки технологий и имеющей системное значение для функционирования экономики.
Ключевую роль в развитии науки и промышленности обязан сыграть бизнес, выступающий и как заказчик продукции, и как производитель, и как разработчик технологий, подчеркнули в Минпромторге России. А роль государства заключается в создании условий, необходимых для реализации инновационных проектов, а также в предоставлении мер государственной поддержки, стимулирующих разработку, производство и сбыт готовой продукции. Многие российские предприятия выстроили систему совместной работы с учеными и выступают индустриальными партнерами вузов, участвуют в подготовке кадров.
Практическим инструментарием достижения технологического суверенитета в гражданских отраслях промышленности стал комплекс мер господдержки, дополненный отдельными отраслевыми мерами. Так, меры поддержки по линии Минпромторга России направлены на стимулирование разработки продукции по приоритетным направлениям, в том числе через дополнительные преференции организациям, реализующим инновационные проекты.
Приоритетные направления для разработок не ограничиваются указом от 18.06.2024 г., но включают в себя и планы по импортозамещению и перечни критической продукции и комплектующих. В них собрана номенклатура, необходимая для развития машиностроения различных отраслей: пищевого, сельскохозяйственного, железнодорожного, нефтегазового, энергетического машиностроения, станкостроения, радиоэлектроники, автомобильной промышленности, а также лесопромышленного и химического комплексов.
В рамках Единой субсидии на НИОКР российским организациям выделяются средства на компенсацию части затрат на проведение НИОКР по современным технологиям при реализации инновационных проектов. За пять лет поддержано 556 проектов на общую сумму около 83 миллиардов рублей, из них в 2024 году - более 100 проектов. Кроме того, в 2024 году Фонд развития промышленности (ФРП) начал финансирование 283 новых проектов на сумму займа 69,4 миллиарда рублей. Всего, по данным ФРП, благодаря мерам государственной поддержки 936 производств по всей стране были открыты либо увеличили выпуск продукции.
Программы Фонда развития промышленности позволяют привлечь займы до миллиарда рублей сроком до 5 лет по базовой ставке 5 процентов по основным программам. На докапитализацию фонда до 2030 года также заложено 300 миллиардов рублей. Из них в ближайшие три года будут выделены 126,7 миллиарда рублей: в 2025 году - 37,9 миллиарда, в 2026-м - 43,7 миллиарда, в 2027-м - 45,1 миллиарда рублей.
В рамках кластерной инвестиционной платформы предприятия могут получить кредит по льготной ставке (0,3 КС + до 3 процентов, на текущий момент до 9,3 процента) и размером до 100 миллиардов рублей. С 2023 года уже одобрено 55 проектов общей стоимостью 1 087,9 миллиарда рублей (в том числе объем привлекаемых кредитов - 771,2 миллиарда рублей).
Для разработки и внедрения новых технологий промышленности необходимы высокопрофессиональные кадры новой формации. Поэтому в структуру каждого нацпроекта технологического лидерства включены федеральные проекты по науке и кадрам, которые курирует Минобрнауки России, а соисполнителями являются Минпромторг России и Минпросвещения России. Например, предусмотрено внедрение в учебный процесс организаций среднего профессионального образования учебно-производственных комплексов, создание опорных центров для реализации дополнительных программ профобучения, обучение студентов по новым вузовским образовательным программам, разработанным в интересах предприятий станкостроения. Общий объем их финансирования - 17,6 миллиарда рублей до 2030 года.
Кроме того, на кадровое обеспечение промышленности направлен федеральный проект "Профессионалитет". Президент России Владимир Путин поручил к 2028 году подготовить миллион специалистов и квалифицированных рабочих. Это необходимо для обеспечения безопасности и конкурентоспособности России в ключевых отраслях экономики.
К 2030 году проект охватит 100 процентов профессиональных образовательных организаций, а его партнерами станут не менее 4 тысяч предприятий. В его рамках будут созданы межрегиональные учебно-методические центры и производственные кластеры для привлечения в промышленность выпускников колледжей.
Антон Алиханов, министр промышленности и торговли Российской Федерации:
- 2024 год имел крайне важное значение и в плане подготовки почвы для запуска национальных проектов по обеспечению технологического лидерства. Минпромторг России будет непосредственно реализовывать четыре проекта, по некоторым направлениям мы являемся соисполнителями. Именно эти направления будут формировать долгосрочные приоритеты и точки роста для обеспечения промышленного развития на длительную перспективу.