

"Как ты хочешь сшить себе мундир?" - спрашивает экскурсовод Андрей Толкунов подростка Николая Артемьева из Подольска. Коля касается планшета, и на экране появляются ткань, пуговицы, нитки...
Петр I создал регулярную армию и флот, "переодев" солдат по прусскому образцу в кафтаны с обшлагами, камзолы, сапоги с гетрами и картузы. Время становления России. Петровская армия была единственной национальной армией в Европе. В основу реформы армии был положен принцип отбора. На Западе действовал принцип найма.
Не многие подвиги в военной истории могут сравниться с защитой Смоленска и Пскова. Здесь ковалась армия. Не случайно в музее дана панорама Смоленской крепости, сохранение которой стало проектом Союзного государства "Смоленская крепость в артефактах библиотек и архивов Союзного государства".
Русь родилась на волнах в варяжской ладье, и Россия стремилась к морю, как растение к солнцу. Один из принципов Петра: сражаться не числом, а умением, реализовался в привлечении в армию дворянства, хранившего традиции ратной службы. Петр ввел обязательную, пожизненную службу дворян.
Система комплектования носила территориальный характер: в Псковском полку служили псковичи, в Бутырском - выходцы Бутырской слободы. Царь оценил землячества - первую ступень патриотизма. За заслуги жаловались ордена Святого Андрея Первозванного и Святого Александра Невского.
Единое обмундирование появилось после окончания Северной войны, когда пехота надела зеленые кафтаны, драгунская кавалерия - синие с красными отворотами, а артиллерия - красные с черным. Их дополняли камзолы, штаны до колен, чулки и башмаки, в походе и караулах - сапоги, у драгун - ботфорты, зимой епанча - плащ.
Свое продолжение петровские реформы нашли в ратной работе полководцев Румянцева и Суворова. В основе их подхода было превосходство духа над земным: русские офицеры и солдаты на поле брани "полагали душу за други своя".
При Анне Иоанновне появились красавцы-кирасиры - всадники со стальными нагрудниками.
Екатерина Великая ввела моду на мундирное платье для царствующих особ, они становились почетными командирами полков, принимали парады. Женская форма состояла из мундира, юбки-амазонки и головного убора. В музее выставлен мундир Екатерины - шелковое платье с золотой вышивкой.
Драгуны облачились в голубые кафтаны, кирасиры - в белые лосиные колеты. Помимо париков, кос, пудры введены белые галстуки, красные епанчи.
До второй половины XVIII века военная мода следовала за гражданской одеждой. Появилась знаменитая треуголка, которую в России носили почти полтора века. Солдаты носили шляпы с полями, те закрывали плечи, но мешали при прицеливании, поэтому их стали пристегивать пуговицами, так появилась треуголка.
Во время Екатерины Великой генерал-фельдмаршал Григорий Потемкин в 1786 году сделал обмундирование удобным. Солдаты носили широкие шаровары, короткие куртки, каски. Другие армии мира пришли к этому в конце XIX века. В этой форме русские войска под командованием Суворова штурмовали Измаил. Павел I вернулся к прусским образцам: в обиход возвращены парики с буклями и длинные косы - в войсках появились парикмахеры.
- Реформу Павла солдаты встретили недовольством, - рассказывает экскурсовод Андрей Толкунов. - Поддержал их и Александр Суворов: "Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак, а я не немец, а природный русак".
Павел одел солдата в шинель - зимнее пальто со складками на спине и хлястиком. Шинель прошла через многие битвы.
Русский военный костюм, который мы знаем по Бородинскому сражению, следовал за европейской модой. Но все, что было в России горячего сердцем, надело мундир. В сражениях гусарам отводилась самая опасная роль - застрельщиков. Что-то вроде нынешнего спецназа. Французская поговорка гласила: "Гусар, который не погиб до 30 лет, - плохой гусар". Гусары деньги на старость не копили. Такими гусары описаны у Льва Толстого, Дениса Давыдова, Николая Гоголя (в "Тарасе Бульбе"), у Михаила Лермонтова, который, кстати, начинал свою военную карьеру в лейб-гвардии гусарского полка.
В 1860-х годах, при Александре втором, появилась гимнастерка - для занятия гимнастикой. Александр третий пересмотрел подход к униформе. Он упразднил петровскую традицию военной одежды. Царь взял за основу русский национальный костюм. Это короткий кафтан с кушаком, широкие шаровары, круглая шапочка. Как в фильме "Сибирский цирюльник".
Разделение на парадную и походную форму произошло при Николае Втором, после окончания Русско-японской войны. Тогда в походах стали обходиться рубахами-косоворотками. Кивер стал похожим на тот, что носили во время войны с Наполеоном. При Николае форма стала защитного цвета. Гимнастерки, кирзовые сапоги сохранялись до конца 1960-х годов. Потом появились буденовки, напоминающие шлемы богатырей. Они разрабатывались по эскизам художника Василия Васнецова. Рассчитывали "переодеть" армию к победе в Первой мировой.
В1917 году на смену белой армии пришла армия рабочих и крестьян. Залы музея этого периода оформлены в стиле преподавателя Витебского художественного училища Эля Лисицкого: красные клинья на белом фоне.
В апреле 1918 года была учреждена комиссия по выработке форм обмундирования для РККА. Униформа Красной армии заметно отличалась из-за легендарной буденовки и шинели с поперечными клапанами-"разговорами". Большевики обнаружили богатырку на складах, заменили двуглавого орла на звезду. Головной убор попал в воинскую часть под командованием Михаила Фрунзе и получил название "фрунзевки". Шлемами обзавелись и буденовцы. Буденовка прижилась и стала символом Красной армии.
Слово "офицер" было заменено на "командир". Отменены погоны, воинские звания, вместо них использовались названия должностей.
Пилотка появилась в 1913 году в авиации как складной головной убор. В РККА она появилась в 1919 году у курсантов военных курсов. В ВС РФ ношение пилотки сохранено, с единой кокардой для армии, авиации и флота. А буденовка дожила до 1940 года, после Финской войны была отменена. Вместо нее появилась шапка-ушанка.
В августе 1941-го ввели платье для женщин-военнослужащих, а для полковников в 1943-м - папахи. В январе 1943-го на парадных фуражках появилось золотое шитье.
В 1943 году введены погоны. Они означали возвращение к традициям русской армии. Солдат стали называть защитниками Отечества. Красноармейцы одеты были лучше немцев: в теплых ватных куртках и штанах, в валенках. В форму был введен полушубок.
Для Парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади была сшита особая парадная форма: с черным цветом для флота, с зеленым - для сухопутных, у кубанских казаков в форму входили черкески, бурки, башлыки...
В 90-е популярность приобретают нашивки и шевроны, вплоть до знаков различия отдельных частей и подразделений. Основной принцип - комфортность.
Современная история российской армейской одежды начинается с 2007 года. Реформа не затрагивала форму для торжественных случаев. К примеру, Президентский полк Российской Федерации носит форму, принятую в начале XX века.
Один из интересных экспонатов музея - Солдат будущего. В камуфляже, покрытый экзоскелетом, со специальными навигаторами на запястьях. У него есть незаметная жидкая броня - гель толщиной в пару наномикрон, который твердеет, как только пуля попадает в человека. Этот образец разрабатывается. В различные разработки входят бронежилет, шлем, системы ночного видения, тепловизор, навигатор, нашлемный дисплей-компьютер, системы спутниковой навигации, системы отслеживания физического состояния (пульс, температура, давление)... Вокруг солдата установлены планшеты, благодаря им можно изучить буквально каждую деталь этого фантастического костюма.